В субботу New York Times раскрыла подробности операции «Моссада» по ликвидации главы иранской ядерной программы, физика-ядерщика и генерала КСИР Мохсена Фахризаде.
Авторы репортажа, израильский военный журналист Ронен Бергман и корреспондент New York Times Фарназ Фассихи сообщают, что «самая неправдоподобная» версия убийства Фахризаде, выдвинутая иранскими СМИ после покушения и высмеянная иранскими оппозиционными блогерами как неуклюжая попытка властей загладить свой позорный провал, на самом деле истинна: генерала Фахризаде уничтожил специально созданный в Израиле робот-убийца. Точнее — бельгийский пулемет, приведенный в действие дистанционно израильским снайпером, управлявшим по спутниковой связи подключенным к пулемету роботом. Всю эту машину смерти весом около тонны разобрали на «как можно более мелкие» детали, переправили в Иран контрабандой и тайно собрали заново, поместив в кузов популярной в стране модели грузовичка-пикапа.
Согласно репортажу, «Моссад» убил с 2007 года шестерых иранских ядерщиков, но глава ядерной программы, считавшийся координатором продолжающихся тайных работ по созданию ядерной боеголовки для иранских ракет, долгое время оставался вне досягаемости для израильской разведки. В 2009 году «Моссад» спланировал операцию по ликвидации Фахризаде, но отменил ее в последний момент — появилась информация, что операция рассекречена, и агенты могут угодить в ловушку. С началом переговоров о ядерной сделке Израиль прекратил убийства на территории Ирана, но после того, как администрация Трампа расторгла сделку, глава «Моссада» Йоси Коэн решил возобновить старую программу и, наконец, добраться до самого охраняемого «объекта», генерала Фахризаде.
Новую операцию начали готовить спустя десять лет в тесной координации с администрацией Трампа. Авторы объясняют, что вялая реакция Ирана на убийство командующего КСИР Касема Сулеймани дала Израилю основания надеяться, что и ликвидация главы ядерной программы пройдет без особых последствий. Нетанияху надеялся также, что в случае вероятного поражения Трампа на президентских выборах убийство Фахризаде может похоронить планы возобновления ядерного соглашения с Ираном, которые открыто декларировал демократ Джо Байден.
Вся операция прошла точно по плану. Робот-пулемет расстрелял Фахризаде, не задев даже сидевшую рядом жену. После этого предварительно начиненный взрывчаткой пикап был дистанционно взорван, но взрыв оказался недостаточно мощным, чтобы полностью уничтожить детали убийственной конструкции, и в Иране догадались, каким образом был убит глава национального ядерного проекта. Ронен Баргман пишет, что по плану гибель Мохсена Фахризаде должна была остаться загадкой для иранских спецслужб.
Блестящая операция «Моссада» не остановила иранскую ядерную программу и насколько укрепилась от всего этого безопасность Израиля, остается вопросом...
Мохсен Фахризаде, отец ядерной программы Ирана, держался в тени, и его фотографии были редкостью. Это фото появилось на плакатах с изображением мучеников после его смерти.
Араш Хамуши для The New York Times®
|
Комментарии