«Газпром» с каменным лицом переиграл Европу в газовый покер
На модерации
Отложенный
ЕС расплачивается за собственное упрямство, покупая газ по тысяче долларов
<ins class="mrg-tag" data-ad-client="ad-237849" data-ad-slot="237849" data-id-attr="element_0_117626" data-ad-status="ready"></ins>
Цены на газ в Европе продолжают бить рекорды так быстро, что новостные заголовки за ними не успевают. Если 14 сентября за тысячу кубометров газа на лондонской бирже ICE давали 840 долларов, то 15 сентября цены взлетели до очередного исторического максимума — 960 долларов за тысячу кубометров. Сложно поверить, что только прошлой весной стоимость «голубого топлива» исчислялась двузначными цифрами.
Пока европейцы паникуют и надеются, что ажиотаж сойдет, а цены все же пойдут вниз, российские власти сохраняют спокойствие. Они напоминают Брюсселю, что стабилизировать ситуацию мог бы запуск «Северного потока-2», но его сертификацию европейцы планируют завершить только к 8 января. А, значит, к зиме ЕС подойдет без газа из новой российской трубы.
Хотя ситуация продолжает стремительно меняться, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что в этой истории есть выигравшая сторона, и это «Газпром» и стоящий за ним Кремль. Возможно, прямо сейчас топ-менеджеры и чиновники потирают руки и припоминают европейцам все проигранные суды, все попытки заблокировать строительство «Северного потока-2», ввести квоты и пересмотреть ценообразование.
При этом Россия вчистую обыграла Европу по ее же собственным правилам. Как именно удалось это сделать, до каких новых рекордов могут взлететь цены и почему европейцы могут «выстрелить себе в ногу» и во второй раз «Свободной прессе» рассказал ведущий аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
— «Продвинутая» газовая декларация Евросоюза, которую так проталкивала Еврокомиссия, предполагает, что в целях борьбы с монополизмом и защиты от влияния России на энергобезопасность ЕС, наши газовые квоты составляют не более 50%, а остальное должно приходиться на альтернативных поставщиков. И это то, с чем теперь европейцы доигрались.
Российская сторона долго пыталась убедить их в двух вещах.
Первая — что если Европа хочет обеспечить свою энергетическую безопасность, она должна иметь возможность в определенных ситуациях выходить за эти квоты. Но европейцы настаивали на том, что они должны быть предельно жесткими, в том числе в отношении «Северного потока-2», который на 50% должен быть заполнен российским газом, а на 50% - альтернативными поставщиками. Хотя какие такие альтернативные поставщики могут быть в трубе, которая проложена из России по дну моря?
Когда Европа продвигала эту идею, цены на газ были низкими, это был рынок покупателя. Европейцы немного заигрались и считали, что подобный подход позволит им получить двойную выгоду и не зависеть от России. Но рынок покупателя неожиданно превратился в рынок продавца.
Они же в период низких цен очень «кстати» продавили еще одну тему - стоимость газа должна формироваться не на основании долгосрочных контрактов, а на основании биржевых спотовых цен. Хотя традиционно товары подобного типа, будь то газ, нефть, уголь или зерно, поставляются на основе долгосрочных, как правило, форвардных контрактов, в которых цены зафиксированы на длительный период.
Кстати, в этом плане Германия оказалась похитрее. Она заключила с Россией именно долгосрочный контракт, и сейчас получает газ по 220 долларов за тысячу кубометров, а не по 950, как остальная Европа.
«СП»: — Почему рынок покупателя так быстро превратился в рынок продавца?
— Сошлось сразу несколько факторов.
Во-первых, была холодная зима, и европейцы потратили газа больше, чем нужно.
Во-вторых, жаркое лето — а это тоже кондиционеры и высокое энергопотербление.
В-третьих, большие объемы газа покупает Китай и Юго-Восточная Азия, которые быстро восстанавливаются после пандемии и им нужны энергоносители. И, в четвертых, США, как поставщик СПГ, на которого Европа очень надеялась, практически свернули поставки из-за урагана «Ида», а потом урагана «Николас».
Получилось, что газовые хранилища в Европе заполнены всего на 70% при том, что традиционно они перед зимой заполняются на 86%. Это не смертельно, и Европа может пережить зиму, при условии, что она будет очень мягкой. Но никто не может этого обещать. И если она будет такой, как в прошлом году, немцы ощутят то же, что они ощущали в 1941 году под Москвой. Но заранее они об этом не подумали.
«СП»: — Насколько действия «Газпрома» повлияли на рост цен на европейском рынке?
— К «Газпрому» никаких претензий быть не может.
Он в этой ситуации, по сути, не делал вообще ничего. «Газпром» пошел по пути «итальянской забастовки», а именно строго и дотошно следовал тем правилам, которые установили сами европейцы. Когда Европа почувствовала недостаток газа, они попросили у компании выкупить на аукционах долю на дополнительные поставки. Но если сначала «Газпром» что-то покупал, потом он это делать отказался.
И обвинять его тут абсолютно не в чем. Европейские же правила ограничивают «Газпром» долей в 50%. Свои обязательства компания выполняет. За первые восемь месяцев 2021 года она поставила 131,5 млрд. кубометров газа, это почти рекорд. То есть мы поставляем газ не только в соответствии с договоренностями, но даже чуть больше. Но в том, что «Газпром» не стал поставлять энергоносители сверх того, что он обязан, его вины нет — по контрактам европейские правила сами запрещают это делать. А те излишки, которые он мог бы продавать на аукционах, он направляет в Азию по хорошей цене. То есть Еврокомиссия стрельнула себе в ногу.
А теперь второй выстрел готовят немцы. Они заявили, что сертификация «Северного потока-2» будет завершена до 8 января, то есть примерно к концу этого года. А это значит, что начало зимы они встретят без газа из «Северного потока-2». Надеюсь, до этого не дойдет, и они вовремя опомнятся.
«СП»: — Что же будут делать европейцы в этой ситуации? Как-то договариваться с Россией?
— Скорее всего, Европа начнет быстро пересматривать все договоренности. Не уверен, что они изменят газовую декларацию, но есть достаточно изящный вариант, который позволит им выкрутиться.
Сейчас точкой приемки российского газа является австрийский Баумгартен. Формально это точку можно передвинуть в море на 12 миль от берега Германии в нейтральные воды. Тогда приемка газа будет происходить до поступления в ЕС, и газ еще в трубе можно теоретически продавать европейским компаниям, которые затем будут его перепродавать и обеспечить эти 50% как бы альтернативной загрузкой. Хотя на самом деле все эти 55 млрд. кубометров будут нашими.
«СП»: — Как сильно могут вырасти цены на газ?
— Прогнозировать, что будет с ценами, очень трудно. 950 долларов за тысячу кубометров — это биржевая цена, а она крайне волатильна. Она зависит и от настроения инвесторов, и от действий спекулянтов и брокеров. Сейчас газ попал в так называемый корнер, когда цены бешено вылетают из-за того, что брокеры принудительно закрывают короткие позиции. И если брокеры вынуждены будут и дальше закрывать позиции игроков, игравших на понижение, это гарантирует взлет цен неизвестно насколько.
Они могут остановиться сейчас, а могут кратковременно взлететь хоть на две, хоть на три тысячи. Но как только закрытие позиций прекратится, цены откатятся назад. Этот прокол, «шип», может быть очень коротким, но очень высоким. Думаю, как только будут достигнуты договоренности Европы и России, цены вернутся сначала на уровень 600−700 долларов за тысячу кубов, а потом в район 500 долларов. Это экономически обоснованная для Европы цена.
«СП»: — Значит, уже можно говорить, что в этой газовой битве с Европой «Газпром» и «Россия» выиграли?
— Они не просто выиграли, а выиграли с триумфом. Я всегда поругивал «Газпром» за достаточно топорную и медлительную позицию, но в этот раз они сыграли очень изящно. Они не стали вмешиваться в ситуацию, не стали спорить с Европой. До этого мы проиграли все суды, «Газпром» ведь очень долго судился против биржевого ценообразования, доказывая, что оно несет колоссальные риски. Европейцы категорически не хотели ничего слушать. Тогда «Газпром» умыл руки и сел смотреть, что будет дальше.
А дальше случилось то, что нормальные экономисты просчитывают и называют «черным лебедем». Это редкое сочетание событий и факторов, когда и в США ураган, и зима холодная, и Китай покупает.
«Газпром» развел руками и сказал: «Ребята, вы сами установили эти правила, и мы вынуждены по ним играть. А дополнительного газа у нас нет, потому что все остальное, благодаря вам же, мы законтрактовали в Азии». И сами европейцы ничего не могут предъявить «Газпрому», потому что он действует строго в рамках газовой директивы. «Газпром» в чистом виде переиграл Европу, это был настоящий покер.
Сейчас компания получает хорошую прибыль даже с учетом того, что могла бы продавать в Европу больше. Посмотрим, что будет в отчетности, но, думаю, третий квартал будет фантастическим, скорее всего, «Газпром» выйдет на чистую прибыль под 2 триллиона рублей. Эту покерную партию они выиграли в чистом виде с каменным лицом.
Комментарии
https://yandex.ru/turbo/ria.ru/s/20210917/gazprom-1750572359.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fstory%2FEvroparlament_potreboval_rassledovaniya_votnoshenii_Gazproma_iz-zacen_nagaz--a82dd57ec589cd9146885fae4c4a668e