Польза сплетен и слухов
На модерации
Отложенный
Состояние когнитивного диссонанса, в которое мы впадаем время от времени, без слухов нас попросту бы свело с ума.
Жить в состоянии когнитивного диссонанса, столкновения в нашем сознании противоборствующих идей, ценностей или эмоциональных реакций, невозможно. Психологический дискомфорт, возникающий во время диссонанса, непереносим.
Существуют исследования, утверждающие не просто эмоциональную, а физическую причину этой невозможности: правое полушарие нашего мозга в состоянии когнитивного диссонанса перестает получать нужное количество кислорода, поскольку нарушается его кровоснабжение.
Кстати, откуда я знаю про кровоснабжение?
Когда-то прочитала в какой-то внушающей доверие статье, но, конечно, ни имени автора, ни выходных данных исследования не помню, мало того, и в достоверности этих сведений на сегодняшний день сомневаюсь, но информация о страдающем мозге настолько убедительно иллюстрирует мои личные ощущения от когнитивного диссонанса, что я в нее охотно верю.
Вот так и рождаются слухи: они снимают состояние психологического дискомфорта, уничтожают когнитивный диссонанс, восстанавливают равновесие между внутренней тревогой — и ее внешними причинами, восполняют информационные лакуны и даже предсказывают будущее.
Ученые давно заметили: в случае серьезных конфликтов слухи, которые распространяются среди противоборствующих сторон, совершенно одинаковы — только герои разные.
В годы военной кампании фиксировались одинаковой интенсивности слухи о том, что бойцы перед боем накачиваются наркотиками — и в казармах напиваются до отупения, и потом идут в бой в нечеловечески измененном состоянии.
Сегодняшний конфликт соседних государств ничем не отличается от любого другого в плане слухов: людям, растревоженным и обеспокоенным происходящим, проще поверить в нацгвардейцев, распинающих мальчиков, и в вечно пьяных сепаратистов, чем провести адекватный анализ обстановки (а как его проведешь?).
Людям простым свойственно наделять власть инфернальными свойствами — а как иначе объяснить, что они при власти, а мы — нет? Отсюда рождаются слухи о миллиардах, которые скапливаются на счетах президентов, о девушках, которых сотнями насилуют в кабинетах чиновники, о всяких кознях, которые замышляются в провластных кабинетах.
Так, наводнение в Крымске одно время всерьез объясняли тем, что чиновники открыли шлюзы и дамбы, спасая нефтебазу. То же самое происходит и с успешными медийными персонами: человеку проще поверить, что все модели проходят на подиум через постель, чем согласиться, что девушка-модель действительно красивее, талантливее, работоспособнее того, кто распускает о ней слухи.
Верить в слухи приятно и легко, потому что они снимают или уничтожают когнитивный диссонанс в нашем сознании. А еще — они иногда сбываются. Такие слухи называют «самосбывающимися пророчествами».
Например, по городу распускается слух о том, что какой-то банк вот-вот лопнет. Люди бросаются забирать вклады. И банк действительно лопается.
Психологам известна целая серия преступлений в Таиланде, когда женщины отрезали ножницами своим неверным мужьям половые органы. Источником сценария стал слух о том, что некая брошенная жена так отомстила своему супругу. Слух-слухом, но в него поверили — и сделали его сценарием собственной мести.
Без слухов жить трудно, потому как состояние когнитивного диссонанса без их помощи можно снять только серьезной душевной и умственной работой. Или сойти с ума.
А этого никому не хочется.
Комментарии