В океане «Черная вдова» — смерть «Варшавянке» и бюджету США

На модерации Отложенный

Янки утверждают, что нашли способ, как расправится с русским подводным флотом, правда, денег не хватает
Александр Ситников

Группа ВМС США, в состав которой входят флагманские корабли «Эссекс», «Портленд» и «Перл-Харбор», передислоцировалась в Аравийское море для проведения масштабного учения. Помимо них в военных играх примет участие 5-й флот США, в зону ответственности которого входит западная часть Индийского океана и Персидский залив. Здесь же дежурит УАГ с авианосцем «Рональд Рейган» (CVN-76) якобы для поддержки вывода войск из Афганистана. Миссия противолодочной борьбы заявлена в неоспоримом приоритете. Об этом сообщила 14 сентября пресс-служба американского флота.

На фото: подводная лодка США типа «Вирджиния»

Одновременно заокеанские СМИ, в том числе специализирующиеся на военной тематике, такие как c4isrnet, 19FortyFive и «Real Clear Defense», рассказали об итогах другого тоже противолодочного военного учения ВМС США, которое прошло летом в акватории Средиземного моря.

На первый взгляд, цель регулярных американских маневров в этом регионе предельно понятна. Вашингтон, как известно, угрожает Ирану, который, по данным западных разведок, вплотную подошел к созданию атомной бомбы. Значит, по идее, все звездно-полосатые силы «кружатся» здесь, чтобы в случае чего атаковать Тегеран, отбиваясь от персидских подлодок.

Однако, заокеанские эксперты иначе трактуют концентрацию кораблей и субмарин ВМС США в Средиземноморье и Персидском заливе. Оказывается, регулярное появление здесь военных экспедиций — это американская реакция на якобы агрессивные действия русских. В частности, в статье Дианы Коррелл из c4isrnet «Постоянная прямая угроза: почему военно-морской флот (США) готовится к бою под водой» говорится о начале тайной войны субмарин, главным образом против РФ.

«ВМС США вновь активизировал свой 2-й флот, чтобы сосредоточиться на угрозах со стороны России, в том числе находящихся под океаном, — приводит Коррелл слова Эндрю Льюиса, в недавнем прошлом командующего 2-м флотом. — …противолодочная война является ключевой задачей».

Такого же мнения и Брайан Дэвис, командир 2-й группы подводных лодок и заместитель командующего 2-м флотом. Он рассказал изданию Navy Times, что «российские подводные лодки теперь имеют современные крылатые ракеты, которые обладают дальностью и точностью для поражения военных и гражданских целей по всей территории США и Канады. И в результате мы уделяем гораздо больше внимания области подводной войны на театре военных действий».

Еще один «защитник Америки» Брайан Макграт, в прошлом капитан эсминца, а ныне руководитель оборонной консалтинговой фирмы FerryBridge Group, отметил, что за русскими подлодками началась самая настоящая охота, у которой появился даже специальный термин Black Widow (Черная вдова). Так называлось крупнейшее прошлогоднее противолодочное учение, которое, судя по риторике Центра развития подводных боевых действий в Гротоне, становится постоянно действующим.

Согласно публичной информации тамошних «говорящих голов», поиск русских подлодок осуществляется по схеме «охоты на волков». Функцию «красных флажков» выполняют одноразовые сонобуи, преимущественно пассивные DIFAR, на которые, кстати, янки буквально молятся. Их разбрасывает небезызвестный разведывательно-ударный дрон MQ-9A Reaper («Жнец») в версии Block 5 везде, где мерещатся наши подлодки. За раз «Жнец» может взять на борт 40 сонобуев размера A — (93 см в длину и 12 см в диаметре) и взять под контроль район диаметром 300 км.

Правда, DIFAR является дорогостоящим расходником и имеет гидрофоны направленного поиска, что сужает возможности. Чтобы запеленговать субмарину, нужно сбросить в известную зону поиска, как минимум, два буя и угадать на какую глубину их погрузить — 30, 120, 300 и даже 457 метров. По данным сайта Федерации американских ученых (FAS) время их активной работы не превышает 8 часов, хотя они могут находиться в режиме ожидания.

Информация о подводной обстановке передается по проводу к антенне на поплавке и от нее по сверхвысокочастотной радиосвязи барражируемым поблизости самолетам или дронам, в данном случае MQ-9A Block 5.

Если же русские субмарины уходят в так называемую зону тени, ниже 500 метров, эффективность обнаружения падает до 2 км от сонобуя.

В этом случае проще в стоге сена найти иголку, и то, если известна сигнатура подлодки. Иначе ВМС США придется понапрасну гонять туда-сюда самолеты P-8 «Посейдон» и субмарины «Вирджиния», или пулять ракетами по любым подозрительным шумам.

Сигнатура подлодок, к слову, является самым оберегаемым топ-секретом нашего флота. Конечно, американцы наработали определенный материал, но чтобы в точности ее скопировать, необходимо как минимум преследовать подлодку на расстоянии одного метра от корпуса и записывать все шумы. Эта характеристика называется SL и является исключительно предметом догадок экспертного сообщества.

В публичном медиапространстве, в том числе западном, периодически появляются предположения, что SL, например, дизель-электрической «Варшавянки» находится на уровне 8−13 децибел, что соответствует тиканью ручных часов. Между тем, это даже тише, чем шум проплывающего поблизости косяка рыб. Если же на расстоянии нескольких километров (и даже десятков) имеются другие шумы, например, кораблей или катеров, шанс найти субмарину сравним с выигрышем в лотерею.

В этом плане интересен комментарий Mats Österholm, бывшего шведского офицера, спеца по противолодочной борьбе. Он озвучил, что «идеальные условия для обнаружения русской подлодки — это абсолютно ровное морское дно без каких-либо изменений рельефа, без слоев различной солености воды, без морской флоры и фауны, а также без судов или лодок на расстоянии 100−200 миль».

Между тем, как пишет старший аналитик американского Лексингтонского института Сара Уайт на страницах 19FortyFive, здесь у американцев появились подвижки. Так, когда этим летом 6-й флот США проводил учения в Средиземном море вблизи острова Крит, «морские котики» SEAL выходили в море с атомной подводной лодки USS New Mexico через специальную шлюзовую камеру «Lock Out Truck». Эти бойцы в водолазных костюмах учились вести разведку с борта находящейся на глубине «Вирджинии».

«Lock Out Truck представляет собой специально сконфигурированный отсек в верхней части подводной лодки, который может наполняться водой, а затем опорожняться по мере необходимости, что позволяет водолазам, выполняющим специальные задания, таким как „морские котики“, надеть акваланг, погрузиться в воду и затем выйти из подводной лодки максимально бесшумно и незаметно. По возвращении дайверы могут войти в камеру, полную воды, которая затем опорожняется, позволяя им снимать акваланг и дышать», — поясняет эксперт.

Автор 19FortyFive несколько раз подчеркивала этот момент, дескать, во главу угла ставится незаметность «Вирджинии», позволяющая ей, с одной стороны, подойти как можно ближе к русской подлодке, а с другой — отправить к ней бойца, который будет генерировать акустическую сигнатуру проплывающей поблизости большой рыбы.

Тамошние адмиралы утверждают, что поиск наших субмарин — «это наука и искусство, и это очень сложно, и это миссия, которую в основном выполняют только ВМС США в рамках НАТО». Так, вице-адмирал Дэрил Кодл, глава подводных сил Атлантики, обозначил главную цель огромных и очень дорогостоящих усилий американцев: «У США в случае с русскими, возможно, возникнет необходимость фактически потопить их подводные лодки, потому что они, как только приблизятся к Восточному побережью, будут представлять постоянную угрозу».

Странное и опасное заявление. Вроде бы войны нет, но Кодлу не терпится сделать жен наших подводников черными вдовами. Правда, для этого нужны огромные средства, выходящие далеко за рамки даже раздутого американского бюджета.

«Я боюсь, что расходы, связанные со строительством военно-морского флота, который серьезно борется с подводными угрозами, не получат того внимания, которого они заслуживают», — сокрушается глава подводных сил Атлантики. Еще бы: речь идет о нескольких триллионах баксов, которые хотят фанаты «Черной вдовы».