Украина взялась за газовый шантаж Евросоюза

На модерации Отложенный

«В Киеве состоялась встреча главы Минэнерго Украины Германа  Галущенко и госсекретаря Федерального министерства экономики и энергетики Германии Андреаса Файхта. Стороны обсудили угрозы от реализации проекта «Северный поток – 2» и возможности их предотвращения»,

– сообщает пресс-служба Министерства энергетики Украины.

Хотя говорить о том, что «стороны обсудили», будет не совсем точно. «Обсуждала» в основном сторона украинская и не просто обсуждала, а упрекала немецкую сторону и угрожала в лице Андреаса Файхта всей Европе.

Пан Галущенко вновь рассказал немецкому госсекретарю о той опасности, которую несёт запуск «Северного потока – 2», и не столько Украине, сколько всему Евросоюзу. А также о том, что украинская газотранспортная система (ГТС) является единственной газовой трубой, не контролируемой российским Газпромом, поэтому все вентили в руках у Киева. И если ГТС не будет загружена российским газом на достаточном уровне (а сегодня ГТС загружена всего на 30% своей мощности), Украине ничего другого не останется, как переориентировать газ на внутренний украинский рынок.

«Украинская ГТС недогружена и имеет огромные резервные мощности (около 70% или более 100 млрд куб. м / год). С учётом запуска «Северного потока – 2» для транзита через Украину останутся незначительные объёмы. Если транзитные объёмы недостаточно загружены, украинскую ГТС придётся оптимизировать для передачи около 30 млрд куб. м газа только на внутреннем рынке. ЕС потеряет надёжный, гибкий и независимый маршрут и это даст России ещё больше рычагов влияния на геополитику»,

– предупредил министр энергетики, напомнив, что Европе газа не хватает уже сейчас. Но своя рубашка ближе к телу, и если в украинской ГТС останется всего лишь 10 – 15 млрд кубометров газа (а именно столько и останется после запуска «СП – 2»), газотранспортная система не сможет работать полноценно.

Андреас Файхт только покивал в ответ – возражать бесполезно. Да и ни к чему, очень скоро Европа сможет обойтись без украинской ГТС, так что судьба «трубы» – это проблема только Украины. Но Герман Галущенко выбрал хороший момент для шантажа: цена на газ в Европе растёт с угрожающей скоростью. Кстати, злые языки говорят, что Украина вполне может сейчас продать по баснословной цене свои запасы газа на зиму в надежде, что потом как-то получится выкрутиться. Или не получится, но деньги-то уже будут в кармане.

«В Евросоюзе понимают, что Украина сама загнала себя в угол, перейдя с прямых поставок из РФ на европейский реверс по дорогой цене.

Она рискует покупать газ по ещё более заоблачным ценам из стран ЕС. Вот-вот запустят «СП – 2» и украинский транзит будет без надобности. Киев сколько угодно может истерить, ожидая энергоапокалипсис, но вряд ли что-то изменится для него в лучшую сторону»,

– прокомментировал встречу украинского министра и немецкого госсекретаря российский журналист Юрий Котенок.

Однако здесь возникает вполне закономерный вопрос, о каком газе для «собственных нужд» говорит украинский министр? Где взять эти 30 млрд кубометров газа, ведь всем давно известно, что Украина слезла с «российской газовой иглы» и покупает газ правильный, европейский, а на самом деле реверсный российский.

Хотя технически и реверса в полном смысле этого слова на самом деле тоже нет: газ просто отбирается Украиной из трубы по пути в ЕС и оплачивает эти недополученные в Европе объёмы. Конечно, получается дороже, зато можно рассказывать всему миру про «энергетическую незалежность». Но если не будет транзита, то придётся закупать газ на самом деле в Европе, цены при этом вырастут, также как и тарифы для населения. Да и захочет ли кто-то в Европе связываться с не совсем адекватной Украиной?

Поэтому и настаивает глава Минэнерго Украины на интеграции энергетических рынков Украины и Европы «с перспективой развития дальнейших проектов».

«Объединение наших энергетических рынков – единственное решение, которое обеспечит безопасное снабжение энергией, стабильную и надёжную работы энергетической системы и дальнейшее развитие зелёной энергии, а также декарбонизацию энергетического сектора»,

– настаивал Герман Галущенко, уверяя, что процесс этот пойдёт на пользу в первую очередь Европе – «повысит гибкость и устойчивость европейской энергетической системы» и поможет в решении дефицита электроэнергии в ЕС, если он вдруг возникнет.

Непонятно одно: как может ЕС помочь в данной ситуации Украине? Заставить Россию сохранить транзит?

«Если нас хотят силой загнать в украинский транзит, то возникает вопрос права поставщика выбирать в рамках долгосрочных контрактов маршрут с наименьшими рисками и наибольшей выгодой»,

– заранее ответил пану Галущенко российский эксперт в области энергетики Андрей Конопляник в эфире телеканала «Россия-24».

А зима близко…