Судьба первой русской супермодели и её странные замужества
На модерации
Отложенный
Кузина Николая II княжна Натали Палей: судьба первой русской супермодели и её странные замужества
Он влюбился в двадцатилетнюю Натали с первого взгляда, увидев весной 1925 года на знаменитой Международной выставке "L'art deco", и упорно ее добивался. Люсьен Лелонг был модельером и владельцем модного дома. Натали не была влюблена, молодой девушке лишь льстило его внимание. После некоторых колебаний она согласилась выйти за него. Несмотря на большое количество предложений от знатных эмигрантов Натали предпочла человека из совершенно чуждой среды.
Ее сестра Ирина поспешила замуж: в 1923 году она вышла за князя императорской крови Федора Александровича Романова, племянника Николая II. Натали понимала сестру - той хотелось любой ценой вернуть прошлое, когда они оказались в Париже среди эмигрантов.
Жених Натали Люсьен был щедр и обходителен, красив и богат. Правда, его дом, заставленный антиквариатом, на Елисейских полях, Натали сочла безвкусным.
Наталья Павловна Палей родилась 5 декабря 1905 в пригороде Парижа Булонь-сюр-Сен. Младшая дочь великого князя Павла Александровича Романова и княгини Ольги Палей, Натали приходилась внучкой Александру II и кузиной Николаю II .
Владимир, Ирина и Наталья Палей
Первые годы провела во Франции, окруженная всеобщим вниманием и заботой. В январе 1912 вместе с родителями вернулась в Россию в фамильный царскосельский дворец.
Когда-то, в ее детстве резиденция Палей находилась рядом с царской. Николай II засиживался у них в гостях, а маленькая Наташа играла с цесаревичем Алексеем. В отрывочных воспоминаниях остались старинный французские гобелены в гостиных, розово-мраморный будуар ее матери, бархатные кресла и инкрустированные шахматные столики. Музыкальные вечера, праздники, детские спектакли...
Семья Натали Палей
Запах нежной рисовой пудры и тонкий аромат парфюма: родители собираются в театр - отец в форме русского офицера, мама в бальном платье парижского дома "Уорт". Как давно это было...
После октябрьского переворота семья была репрессирована. По некоторым сведениям, Натали подверглась сексуальному насилию чекистов. При поддержке друзей родителей, в январе 1919 Наталья Палей вместе с сестрой Ириной бежали в Финляндию по замерзшему льду Финского залива, а затем были переправлены во Францию. Вскоре к ним присоединилась мать - она через Швейцарию приехала в Париж в свой дом в Булони.
10 августа 1927 года состоялось бракосочетание Натали и Люсьена, на которое собрался весь Париж. В воздухе витал привкус скандала: ради женитьбы на русской аристократке Палей Лелонг всего три недели назад развелся. Натали даже не подозревала, что он был женат. Да и Люсьен уверял, что с Анн Мари они давно расстались.
Позже Натали узнала, что Люсьен чуть не убил ничего не подозревающую супругу известием, что женится на настоящей княжне. Во время сватовства к Натали Лелонг обещал Натали "вернуть корону" и сделать королевой красоты Франции и всего мира.
Ольга Валерьяновна Палей
Мать Натали - Ольга Валерьяновна Палей до последней секунды притворялась больной, чтобы не идти на "позорную" свадьбу дочери.
В итоге она все-таки приехала - бледная, надменная, с сурово поджатыми губами опираясь на руку своего зятя, Федора Александровича, мужа дочери Ирины.
Сестры Ирина и Наталья Палей
В понятии Ольги Валерьяновны это был мезальянс. Но что оставалось делать в сложившейся ситуации? Бежав из России с двумя дочерьми, она не переставала оплакивать мужа, великого князя Павла Александровича, расстрелянного во дворе Петропавловской крепости и сына Владимира, сброшенного живьем в шахту в Алапаевске вместе с другими родственниками - великим князем Сергеем Михайловичем, Елизаветой Федоровной и тремя сыновьями великого князя Константина...
Вот и газеты написали о свадьбе Натали и Люсьена: "Портновские ножницы подравняли княжескую корону!" Ольга Валерьяновна горько усмехнулась.
Натали (в широкополой шляпе) с цесаревичем Алексеем в коляске в центре: третья слева)
Ее будущий зять, Люсьен Лелонг окончил в Париже Высшую коммерческую школу и решил вместо того, чтобы стать респектабельным экономистом, решил создать коллекцию дамских туалетов и выставить в магазине своего отца Артура Лелонга. Причем "создать" это сильно сказано: коллекция была позаимствована у знаменитого модельера Чарльза Уорта. Сам новоиспеченный кутюрье не умел держать в руках ни иглы, ни портновских ножниц, зато умел толково объяснять нанятым на деньги отца портным, каким именно он желает видеть дамский наряд.
К 1923 году Люсьен уже открыл свой собственный модный дом и занял заметное место среди парижских модельеров. Лелонг умел чувствовать момент и вовремя заполучил красивую русскую княжну с громким именем - Натали Палей: в двадцатых годах в Париже была мода на все русское. Он заставил ее работать на себя как Золушку: по семь-восемь часов ежедневно, и все это прикрываясь красивыми словами о любви!
Свадьба Люсена и Натали
Едва Натали превратилась в мадам Лелонг, как все коллекции стали шиться почти исключительно на нее.
Стройная, изящная, с выразительной пластикой Натали после первого же выхода на подиум увеличила продажи модного дома в три раза.
Натали Палей
Поначалу она мучительно робела, боясь поднять глаза на публику. Ее сердце колотилось так, что казалось - его удары слышны в зале. Вскоре Натали освоилась и научилась двигаться свободно и не просто прохаживалась перед зрителями, как другие манекенщицы, а изящно спускалась со сцены, словно богиня с небес, - так писала пресса, - подходила к дамам, позволяла пощупать им ткань и рассмотреть детали вблизи...
Она вступала с ними в непринужденную беседу, научилась подчеркивать выгодные детали нарядов и советовала какие аксессуары к ним подбирать. Одна из самых важных клиенток миссис Уолкер, жена короля виски, не могла придти в себя от изумления, обнаружив , что "манекен" блестяще владеет английским.
Раньше модные показы собирали исключительно женщин, однако на показы с участием Натали Палей неожиданно валом повалили мужчины. Некоторые позволяли себе ходить даже с биноклями! Стоило Натали появиться, как они начинали восторженно аплодировать, будто она была оперной дивой или кинозвездой.
Натали Палей
Ей завидовали многие, и в первую очередь "отставные манекены" модного дома - Монна Аверьяно, Мишель Мезон, Жанна Делакруа. Не раз и не два Натали обнаруживала во время показа приклеенный к изнанке ее платья горчичный пластырь или воткнутую булавку.
Эти девушки были влюблены в хозяина модного дома и ненавидели неизвестно откуда взявшуюся русскую, говорившую на безупречном французском и очаровывающую как мужчин, так и женщин.
Натали Палей и Люсьен Лелонг
Натали стала лицом дома "Люсьен Лелонг", сам модельер посвящал жене лучшие платья и свои изысканные духи - "Mon Image", "Elle…Elle", "Indiskret". Начиная с 1928 года, портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публиковались в журнале "Vogue".
Заметив, что Натали нравится придумывать фасоны платьев, размышлять о тканях, о гамме цветов, Лелонг милостиво допустил Натали в святая святых своего модного дома - дизайнерскую комнату. Натали убедила мужа в том, что нужно не только шить дорогую одежду на заказ, но и открыть линию готовой одежды по доступным ценам.
В этом модный дом Лелонга опередил даже Коко Шанель, вернее, опередила Натали Палей, запустив первую линию прет-а-порте.
Натали Палей
Довольно скоро Натали поняла, что сосуществование с Люсьеном не более чем деловое партнерство. Конечно, поначалу он был безумно увлечен Натали, но прошло время и чувства остыли. Однажды Натали увидела, как Люсьен провожает даму и сажает ее в такси, нежно целуя ей пальцы.
О своих подозрениях она сказала подруге - Жене Дашкевич. Женя заявила, что требовать от французского мужчины верности - смешно: "Ты душенька, слишком русская!"
Слишком русская? Может поэтому у них с Люсьеном все пошло не так. Натали искренне не понимала, как можно не накрыть стол на Рождество своим работникам, и делала это сама. По праздникам она тайком носила в православный храм или раздавала знакомым невыкупленные образцы коллекций. Люсьен выходил из себя, кипел от злости, обжигая Натали обидными словами. Русская расточительность и французская прижимистость уживались неважно...
Натали Палей
Семейная жизнь Натали не была счастливой. С мужем они стали практически чужими. В ноябре 1929 года скончалась Ольга Валериановна.
Натали предпочитала находиться в обществе мужчин ярких, одаренных. Среди поклонников ее были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь. Восхищался "породистой призрачной бледностью" внучки императора сам Сальвадор Дали.
В 1932 году она познакомилась с Жаном Кокто, и между ними вспыхнул роман - в жизни Кокто это была чуть ли не единственная полноценная связь с женщиной. Роман продолжался несколько месяцев, но закончился трагически: Натали забеременела, но потеряла ребенка. После этого чувствительный Кокто расстался с Натали и навсегда возненавидел женщин.
Натали Палей
В 1933 году Натали получила предложение сняться в кино и переехала в Голливуд. Лелонг рвал и метал: он без Натали как без рук, продажи рухнут... Но ни мольбы, ни угрозы Люсьена не помогли.
И вот Голливуд: одноэтажный, пластиковый, похожий на дешевый супермаркет, изо всех сил притворяющийся дорогим. Здесь она снималась в двух совершенно забытых впоследствии картинах Джорджа Кьюкора.
Дни, свободные от съемок Натали проводила в отеле, смотря из окна на осточертевшую шеренгу пальм и пытаясь выучить текст роли. На съемочной площадке она краснела от перебранки режиссера с оператором. Когда загорались софиты, Натали едва не теряла сознание от волнения и страха. Она стыдилась подать руку Кэри Гранту, потому что ладошка была от волнения мокрой. На площадке Палей разговаривала не своим голосом - писклявым, противным и несла отсебятину. Над ней все смеялись. Французы никогда бы себе такого не позволили, а американцы...
Вернувшись в Париж, Натали развелась с Люсьеном. Его адвокаты обобрали незадачливую мадам Лелонг почти до нитки.
Натали Палей
Уцепившись за приглашение сестры по отцу Натали отправилась в Нью-Йорк. Изредка мадам Палей приглашали сниматься для модных журналов. Идея открыть свой модный дом оказалась для нее неосуществимой. В сентябре 1937 года она вышла замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона.
Это был очень странный брак. Уилсон оказался алкоголиком и человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Возможно, именно этим он и привлек Палей, которая не могла преодолеть страхов от полученной в юности психосексуальной травмы. Натали вышла за него просто потому, что не могла оставаться одна, коротая время в обществе привезенного из Парижа волнистого попугая. Пара поселилась в роскошных апартаментах на Манхэттене неподалеку от Центрального парка Нью-Йорка.
Карьера ее мужа долгое время складывалась удачно. Джон Уилсон продюсировал такие известные фильмы, как "Kiss Me, Kate" (1948), "Gentlemen Prefer Blondes" ( "Некоторые любят погорячее", 1949) и другие. Натали близко подружилась со звездами Голливуда Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо.
Натали Палей в фильме М.Л’Эрбье «L'Épervier»
Конечно, у нее были любовники, самые знаменитые из них - Антуан де Сент-Экзюпери и Эрих Мария Ремарк. Бурного романа с Сент-Экзюпери не получилось, но связь с Натали многое значила для классика, в одном из писем он признался ей в любви, добавив, что третий раз в жизни произносит это слово. Впоследствии он напишет о Натали, что она "излучает свет молока и меда, а когда снимает платье, то это чудо, сравнимое разве что с рассветом".
Роман с Ремарком длился одиннадцать лет. Ей даже казалось, что наконец-то она счастлива. Он мог заявиться без предупреждения с мешком подарков, как Дед Мороз, с непременным австрийским гуляшом и французскими трюфелями. У Натали мелькнула надежда, что может настал ее черед быть счастливой...
Долгие годы он оставался ее единственным другом. Она обожала его книги, любила коротать с ним время, ценила этого умного, ироничного, прожившего нелегкую жизнь человека. Он умел слушать, был деликатен и способен на сочувствие. Только верность хранить не мог.
Ремарк влюбился в актрису Полетт Годари спешно на ней женился, хотя продолжал наезжать к Натали из Швейцарии - поболтать, излить душу, выпить обожаемой Натали "Русской тройки" (смесь водки, имбирного пива и лимонного сока), переспать...
Натали Палей и Эрих Мария Ремарк
После разрыва образ Натали не исчез из памяти Ремарка - через много лет он вспомнит ее в романе "Тени в раю", списав с Натали свою героиню Наташу Петрову.
Натали много времени проводила в любимом клубе "Эль-Марокко", где познакомилась с Ремарком. Блестящие звезды на потолке, безвкусные фотографии на стенах, старый ирландец-швейцар, и много, очень много "Русской тройки"...
Натали было странно слышать, как ее, спивающуюся и погружающуюся в пучину депрессии женщину, называют княжной Палей из дома Романовых... Она раздражалась, когда ее приглашали на светские вечеринки и приемы американской старой и новой аристократии - все эти Вандербилты, Радзивиллы, Гуггенхаймы...
29 октября 1961 года умер второй муж Натали - Джон Уилсон. Никогда вместе не жившие супруги съехались за три года до смерти Джона.
У него выявили онкологию, прогрессировал цирроз печени, и княгиня Палей сама за ним ухаживала.
После его смерти она заперлась в своем доме и долгих двадцать лет жила, почти никуда не выходя. В последние годы практически не видела, много пила и ни с кем не общалась.
Почти ослепшая Натали Палей упала в ванной и сломала шейку бедра, это случилось в декабре 1981 года. Врачи поставили неутешительный прогноз: до конца жизни оставаться прикованной к постели. В полном одиночестве в задрапированной темным атласом комнате 76-летняя Натали приняла большую дозу снотворного.
Со стен на умирающую хозяйку смотрели развешанные собственные портреты поры ослепительной молодости, матери, отца, брата Владимира. Последние годы она только по памяти помнила дорогие лица. Возле кровати лежала записка, содержащая всего три слова: "Хочу умереть с честью". Натали Палей похоронили на маленьком кладбище в Нью-Джерси рядом со вторым мужем.
Натали Палей
Ее трудно назвать русской. Она родилась во Франции, большую часть жизни провела в Европе, умерла в Америке. В ее жилах смешались кровь отца - потомка нескольких немецких родов, и матери с русскими, венгерскими и литовскими корнями.
В России она прожила всего несколько лет, которые навсегда определили ее судьбу и сформировали душу. Все, кто когда-либо видел Натали Палей, были поражены ее красотой. Те, кто хорошо знал, преклонялись перед ее умом.
Комментарии