Шесть знаменитых русских композиторов, носивших офицерские погоны
На модерации
Отложенный
Вся русская классическая музыка, в отличие от западной, вышла из любительского музицирования, а не из консерваторских аудиторий. Собственно, во времена Глинки - первого русского классика - консерваторий в России ещё не было.
Зато были музыкальные классы во всех привилегированных учебных заведениях, в том числе и военных. Поэтому так получилось, что среди знаменитых русских композиторов немало людей в офицерских погонах.
Алексей Фёдорович Львов
Алексей Фёдорович Львов имел все основания стать автором российского гимна "Боже, царя храни". Во-первых, он был отличным музыкантом и виртуозным скрипачом, во-вторых, приближенным лицом (флигель-адъютантом и другом) царя Николая I, а в-третьих - человеком, послужившим Родине и на гражданском, и на военном поприще.
Сделав карьеру на поприще строительства инженерных сооружений, он затем участвовал в русско-турецкой войне, служил в Кавалергардском полку и стал кавалером многочисленных орденов. А во второй половине своей жизни Львов занимался делами музыки - возглавлял Придворную певческую капеллу.
"Боже, царя храни" он написал в 1833 году и положил конец многолетнему использованию на российских государственных церемониях английского гимна.
По выслуге лет получил чин генерал-майора.
Александр Александрович Алябьев
Усы Алябьева не оставляют сомнения в том, что он был гусаром. Действительно, он прошёл всю войну 1812 года в составе разных гусарских полков, в том числе Иркутского и знаменитого Ахтырского, которым командовал его друг Денис Давыдов.
Алябьев участвовал во взятии Дрездена и Парижа, был ранен и награждён орденами. В отставку вышел в чине подполковника.
Кроме своего популярнейшего "Соловья" и многих других сочинений Алябьев написал несколько военных маршей и пару гусарских романсов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
В роду Римского-Корсакова было два вице-адмирала (прадед и дядя) и один контр-адмирал (старший брат). На карте Японского моря можно найти след этого славного морского рода - архипелаг Римского-Корсакова. Неудивительно, что и будущий знаменитый композитор закончил Морской корпус в Петербурге и даже сходил в кругосветное путешествие на паруснике.
Военную карьеру он не сделал, поскольку переключился на музыку, но долгое время заведовал оркестрами морского флота и носил погоны мичмана.
Опыт морской службы Римскому-Корсакову пригодился в композиции: никто так красочно, как он, не нарисовал звуками морскую стихию.
Модест Петрович Мусоргский
Модест Мусоргский во время службы в Преображенском полку.
В семнадцать лет он закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, ту же, что и Лермонтов, и некоторое время служил в Преображенском полку в звании подпрапорщика. Военная служба не оставила в жизни Мусоргского следа, кроме дурных привычек и одной фортепианной пьески.
Она называлась "Полька-подпрапорщик", была посвящена "товарищам по Юнкерской школе" и издана на средства его отца.
Автору Польки было тринадцать лет.
https://www.youtube.com/watch?v=N5Zhq_0hH00
Цезарь Антонович Кюи
Хоть Кюи и вошёл в историю музыки как очень плодовитый композитор, а также очень влиятельный и злой критик (ругавший Вагнера, Чайковского и Рахманинова), всё же его заслуги в области военного дела более значительны.
Кюи был военным инженером, крупным теоретиком и практиком фортификации, заслуженным профессором, автором классических учебников по этой науке. Его портрет висит на почётном месте в Военно-историческом музее фортификации в Балаклаве.
В отставку он вышел в чине инженер-генерала. За службу Отечеству Цезарь Антонович Кюи получил ордена Анны, Владимира и Станислава всех степеней, а также Александра Невского и Орден Почётного Легиона от Франции.
Кстати, его отец был французом - пленным солдатом наполеоновской армии, оставшимся после войны в России.
Николай Яковлевич Мясковский
Друг и однокурсник Прокофьева, автор 27 симфоний, профессор Московской государственной консерватории, доктор искусствоведения и лауреат пяти Сталинских премий - Мясковский по первой своей специальности был потомственным военным инженером, офицером царской армии.
Он прошёл Первую мировую войну в чине поручика сапёрных войск, был контужен и после революции некоторое время служил в Морском штабе.
На верхней картинке: Илья Репин. Портрет Цезаря Кюи.
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=VuF9N0VFcfk
Замечательно!
Очень интересный ракурс
Прощание с соловьем
Ты прости, наш соловей,
Голосистый соловей,
Тебя больше не слыхать,
Нас тебе уж не пленять.
Не от лютыя зимы,
Соловей, несешься ты,
Не веселый край сманил,
Но злой рок тебя сгубил.
Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах ! Прости, наш соловей,
Голосистый соловей !
Песню нам прощальну спой ;
Пусть волшебный голос твой
Перелетом ветерка
Нас пленит издалека.
Дельвиг.
Гений одного романса.обрёл славу и бессмертие благодаря единственному произведению.
А. Алябьев — автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига.
Этот романс знала с детства.
Жили в такой глуши, ни радио, ни электричества, но большая коллекция плвстинок.
Дедушка считал, что Валерия Барсова - лучшая исполнительница "Соловья"!
Тропинин Васиий Андреевич. Портрет Александра Алябьева
24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался.
Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь.
Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна..
.«...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...»
Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния.
В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах.
С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты.
Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе
Взято с: https://zagadki-istorii.ru/ispoved-serdca-aleksandra-aljabeva/
Весьма необычное исполнение, слышу впервые.
Конечно, Нежданова
В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан».
Гимн императорской России и сегодня восхищает слушателя ясностью замысла и художественным лаконизмом.
Первое прослушивание нового произведения, согласно «Истории России с древнейших времен до наших дней» Андрея Сахарова, состоялось в здании Придворной певческой капеллы в присутствии императора, императрицы, великого князя Михаила Павловича и шефа жандармов Александра Бенкендорфа.
Придворный хор в сопровождении двух военных оркестров исполнял гимн несколько раз кряду, пока на лице Николая I не выступили слезы.
Умиленный, он подошел к Львову, крепко обнял его и поцеловал, добавив надрывающимся голосом: «Лучше нельзя, ты совершенно понял меня».
Шесть строчек текста и 16 музыкальных тактов легко запомнились всем жителям России.
Приезав в город, услышала по радио Соловья в исп АЛЛЫ СОЛЕНКОВОЙ
Ничего, - сказал дедушка
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
Соловей мой, соловей
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
У меня ли, у младой,
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли, у младой,
Жар-колечко на руке,
У меня ли, у младой,
В сердце маленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимнюю ночку на руке
Распаялось кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1. Агапкин Василий Иванович (1884 - 1964) В 1912 году написал очень известный марш "Прощание славянки", будучи младшим офицером царской армии (один просвет и одна маленькая звёздочка). В отставку вышел в звании полковника Советской армии в 1956 году.
2. Экимян Алексей Гургенович (1927 - 1982). Все свои популярные песни начал писать после звания подполковник милиции, с 1963 года, будучи начальником уголовного розыска Московской области.
Закончил службу в звании генерал-майора, заместителем начальника УВД Московской области.
Музыку писал до конца своих дней. Это конечно не царский офицер, но случай ещё более показательный, чем если бы был царским офицером. Экимян А.Г. был музыкальным самородком.