В России началась критика мифа о СУ-75

На модерации Отложенный

М.П. Пока только в трезвых российских ресурсах, к которым с натяжкой можно отнести НВО. Это несколько цитат из статьи

Начали критиковать макет. Потому что больше критиковать нечего. Остальное - миф

-----------------

Дмитрий Литовкин.

Восточный экономический форум (ВЭФ) и марафон «Новое знание» – уникальные площадки, демонстрирующие суть процессов в российской экономике и в области создания современных вооружений и техники. На первой директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Евгений Шугаев определенно заявил, что заявок на покупку главной сенсации аэрокосмического салона МАКС-2021 легкого истребителя пятого поколения Checkmate от иностранных заказчиков нет. .

Евгений Шугаев не отвечает за авиапром, он всего лишь продвигает российскую военную продукцию на внешние рынки и как продавец конечной продукции заинтересован в том, чтобы она по критерию цена/качество соответствовала международным стандартам. Цену на Checkmate во время презентации макета машины президенту Владимиру Путину объявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов – 25–30 млн долл., что в несколько раз дешевле, чем зарубежные аналоги. Чемезов уточнил, что речь идет о двух истребителях: французском Dassault Rafale и шведском Saab Gripen. По его словам, они стоят в диапазоне 60–90 млн долл. По его словам, Checkmate станет «действительно рабочим решением» для стран, которые не могут приобрести истребитель F-35 Lightning II за 120 млн долл. Была обозначена и рыночная ниша – поставка как минимум 300 машин. Вот только – кому, вопрос остался открытым. Впрочем, глава ФСВТС дал четкий ответ на вопрос, поступали ли заявки от иностранных заказчиков. «Нет», – сказал он в кулуарах Восточного экономического форума корреспонденту ТАСС.

На этом фоне Арбитражный суд Москвы регистрирует иск Минобороны, в котором ведомство требует взыскать с Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») более 10,7 млрд руб. К сожалению, неизвестна суть претензий – государственная тайна, но предположить можно: неисполнение обязательств по выполнению гособоронзаказа или сроков научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР).

В августе в Единый день военной приемки замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл показатели поставок техники и вооружений в первом полугодии и назвал некоторые типы самолетов и вертолетов, недавно пополнивших боевой состав ВКС: за полгода промышленность передала вооруженным силам 2 самолета и 8 вертолетов новой постройки. Также были возвращены в эксплуатацию после ремонта 3 самолета и 14 вертолетов. Речь шла об истребителях МиГ-35С, вертолетах Ка-52 и Ми-8МТПР-1.

Было отмечено, что в строй были поставлены 2 беспилотных авиационных комплекса с 6 летательными аппаратами «Форпост-Р». 

Но, что парадоксально, при миллиардных исках к ОАК «Ростех» готов рассмотреть возможность помочь Турции в разработке истребителя пятого поколения. «Турция намеревается реализовать проект собственного истребителя пятого поколения TF-X. Обладая уникальными компетенциями в области разработки и производства авиационных комплексов и их систем, мы можем рассмотреть возможность содействия турецким партнерам в создании нового истребителя», – сообщил Сергей Чемезов. 

Ну а если вспомнить историю с индийской версией Т-50 (сегодня Су-57) в рамках программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) с Индией, становится понятно, что шансов у Checkmate практически нет. Программу FGFA закрыли из-за геометрической прогрессии роста стоимости разработки. Минобороны самостоятельно и за свой счет довело проект машины до логического завершения. В этом году ВКС получили первые четыре серийных Су-57. К 2028 году ожидают 76 машин. А что предлагает «Ростех»? Макет, по ряду причин неинтересный российским военным, и истребитель, который планируют создать за государственный счет.

Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) образуют совместное предприятие для разработки и создания сверхзвукового пассажирского бизнес-самолета. По его словам, со стороны ОАЭ в проекте будет участвовать суверенный фонд Абу-Даби Mubadala.

На фоне миллиардных исков Минобороны, отказа гражданских заказчиков от эксплуатации пассажирских самолетов производства ОАК, отсутствия интереса к Checkmate подобные проекты выглядят крайне самонадеянно. Особенно на фоне катастрофы экспериментального Ил-112, отправленного вопреки логике на форум «Армия-2021». В результате потеряна единственная экспериментальная машина, но самое главное – профессионалы: шеф-пилот ПАО «Ил», летчик-испытатель первого класса, Герой России Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров, бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев.

Тем не менее, как сообщает РБК, Денис Мантуров продолжает мечтать, что иностранные инвесторы из стран, у которых партнерские отношения с Россией, могут быть привлечены к проекту создания российского однодвигательного истребителя Checkmate.

«Это будут российские инвестиции как со стороны бюджета, так и внебюджетных источников. При этом мы не исключаем привлечения иностранных партнеров, если будут такие интересные предложения инвесторов из тех стран, с которыми у нас партнерские отношения», – сообщил Денис Мантуров.

Вот, собственно, шах и мат.