Что такая осень нам готовит?

На модерации Отложенный

   В предвыборный месяц почтовые ящики в нашем подъезде забиты рекламно-агитационными листовками самого разного калибра. Сомневаюсь чтобы их кто-то читал – весь подоконник завален разноцветными произведениями сегодняшней пропаганды. А зачем? Все партии обещают одно и то же: пенсионный возраст вернуть взад, пенсии удвоить, техосмотры отменить, ковид тоже. До 20 сентября рукой подать, все посулы можно забыть и занять свои прежние кресла в Думе практически с прежней разнарядкой их количества.

   Рекомендую моих коллег-макспарковцев о предстоящих выборах прочитать мнение известного автора из еженедельника «АиФ»…

 

 

 

08.09.2021в

 

Что такое осень. С каким настроением страна подходит к выборам-2021

 

В нынешней предвыборной кампании о Сталине вспоминали не раз, включая первых лиц «Единой России».

 

 

 

 

 

 

Политический пейзаж России накануне выборов представляет странное зрелище. До дня голосования по историческим меркам остались минуты, а страна, на мой взгляд, пребывает точно бы в летаргическом сне.

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Привычные картины общественного возбуждения и кипения политических страстей, которые нам известны по телевизионным репортажам из Западной Европы или США, у нас не наблюдаются. Суетится разве что элита. Пытается расшевелить народ разного рода предвыборными жестами — съездами, форумами, встречами с общественностью, обещаниями подарков, яркими заявлениями. Но партийные съезды (с унылыми речами и лицами) порой производят впечатление событий прошлого века.

Люди живут своими бытовыми заботами и переживаниями. Вот СМИ сообщили, что подорожала морковь и картошка. Что снова взлетела цена снаряжения ребёнка в школу. Но об этих «мелких неприятностях» у нас на съездах с советских ещё времён говорить не принято. Снова в моде рапорты об успехах, благодарственные письма. Но что-то я не слыхал, чтобы кто-то из депутатов возмутился, что на рынке похоронных услуг вдруг подорожали гробы. Бабушки встревожены: накопленного на похороны может теперь и не хватить.

 

 

Не слышно шума городского

При этом на улицы и митинги никто не выходит. Где славный рабочий класс, где трудовое крестьянство, где передовая интеллигенция, где вроде бы народившийся средний класс? Выйдет какой-нибудь простодушный борец «за вашу и нашу свободу» на Лубянку или на Красную площадь, постоит в одиночном пикете — вот и весь народный гнев. По оценкам социологов, рост протестного потенциала в стране в течение нескольких последних лет колеблется в пределах 2–3%. А на вопрос «Пойдёте ли вы лично протестовать в вашем городе или селе, если ваши права будут ущемлены?» отрицательно отвечают 80% опрошенных.

Но власть, похоже, не устраивает даже такой — минимальный уровень протестных настроений. Хочется тотального одобрения. Люди довоенного поколения, думаю, ещё помнят, как это было в сталинские времена: как ни включишь радио — «спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Сбивая рост протестных настроений (рост бедности никак не утаишь), пропагандистский аппарат с помощью телевидения навязчиво проводит сравнения со «скудными восьмидесятыми», с «лихими девяностыми». Звучат упрёки в адрес ГорбачёваЕльцина. Разумеется, их есть в чём упрекать. Хотя всё же в те годы страна впервые с 1917 г. глотнула воздуха свободы, избавилась от цензуры и поверила в то, что и в России возможны свобода и демократия. Но сегодня в глазах общественного мнения «грехи» обоих правителей выглядят, конечно, гораздо весомее их достижений.

 

 

Жизнь бьёт ключом

Спору нет: за прошедшие 30 лет жизнь населения заметно изменилась. Люди по-другому одеваются, по-другому питаются. Проблема «выживания» перестала быть актуальной. Бедные (особенно по самооценкам) есть, но исчезло нищенство. Почему же недовольство по поводу нынешнего мироустройства России не утихает? За исключением оценки работы президента, которая держится на неизменном достаточно высоком уровне (57%), остальные институты власти предстают в глазах народа не в самом лучшем виде. Государственной думе доверяют чуть более 30% населения, Совету Федерации — чуть больше, да и то скорее оттого, что о нём мало что слышно. 

Не лучше обстоят дела с партийным пейзажем. В последние годы «листья опадают» со всех партийных деревьев. Недавнее выступление В. Путина на съезде «Единой России» явно было призвано добавить народного доверия партии власти, ибо данные социологов на этот счёт в последнее время не сильно обнадёживали. И власть делает всё от неё возможное, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Принятая на днях программа «ЕР» неслучайно изобилует цифрами бюджетной поддержки самых нуждающихся. Это тоже своего рода «допинг» для партийного рейтинга. Оценят ли такую заботу избиратели, покажут результаты голосования. 

 

 

Тишь да гладь

Каким будет баланс партийных сил в новом составе Госдумы? Мне кажется, серьёзных изменений не произойдёт. Несмотря на некоторые идейные и тактические противоречия между «Единой Россией», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией», власть аккуратно поддерживает сложившуюся между ними «тонкую» систему отношений — некий негласный межпартийный договор о ненападении. Взаимная критика есть, но чаще на уровне лёгкого покусывания — чтобы показать, что ещё не все партийные зубы выпали. 

Для понимания «тонких» взаимоотношений наших парламентских партий и Кремля важно понимать и то обстоятельство, что финансирование партий идёт из госбюджета. На скудные членские взносы они просто не могли бы существовать. Щедрость власти обусловлена тем, что Кремль, в сущности, заинтересован в том, чтобы и в новом составе Госдумы сохранилось прежнее соотношение сил, позволяющее руководству страны без особых хлопот обеспечивать поддержку своих действий.

* * *

Недавняя публичная поддержка В. Путиным «Единой России» выявляет некоторую обеспокоенность Кремля её дальнейшей судьбой. Для Кремля было бы желательно, чтобы «партия власти» сохранила свой нынешний потенциал (пусть и с небольшими потерями) и чтобы избиратели в ходе голосования продемонстрировали высокий уровень участия. В идеале на избирательные участки должны прийти не только благодарные пенсионеры, послушные бюджетники и обласканные ветераны, но и новые поколения граждан России. 

 

 

А это уже в сфере малопредсказуемого. Различные социологические службы и эксперты высказывают противоречивые оценки. Одни говорят о возможной 50%-ной явке, другие снижают оценки до 37%. Есть и менее оптимистические прогнозы. Кстати, надежды власти на голоса пенсионеров, на мой взгляд, несколько преувеличены. Нынешний пенсионер совсем не тот, что был при советской власти. Прошедшие 30 лет людей многому научили. В том числе и критически мыслить.

Впрочем, до выборов остаётся совсем недолго. И уже 20 сентября мы узнаем, какую оценку своей власти граждане поставят на этом политическом экзамене.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции