Газовая гиперинфляция: с начала года газ в Европе подорожал на 220%

На модерации Отложенный

Европейский рынок газа продолжает полет в стратосферу на фоне сокращения поставок «Газпромом» и дефицита СПГ, который утекает на премиальный, азиатский рынок.

В понедельник стоимость газа в ЕС впервые превысила 650 долларов за тысячу кубометров, увеличив рост с начала года до умопомрачительных 220%.


В ходе утренних торгов на лондонской бирже ICE газовые фьючерсы, привязанные к котировкам крупнейшего в Европе хаба TTF, достигали отметки 659 долларов за тысячу кубометров, хотя еще в начале лета стоили меньше 380 долларов.

Контракты с поставкой в ноябре подорожали до 652,8 доллара за тысячу кубов, декабрьский газ вырос в цене до 657,5 доллара.

Выше 600-долларовой поднялись все фьючерсы вплоть до начала весны 2022 года после того, как «Газпром» вновь сократил прокачку по трубопроводу «Ямал-Европа» с 2,3 до 1,5 млн кубометров в час.

 

За последние две недели газ подорожал в ЕС еще на 18% на фоне решения «Газпрома» с сентября уменьшить транзит по украинскому коридору на 12% и отказаться от продажи дополнительных объемов газа через собственную электронную платформу (ЭТП) на весь ближайший год.

В августе «Газпром» на 40% уменьшал прокачку по трубе «Ямал-Европа» после аварии на заводе в Новом Уренгое. Поставки сжиженного газа, который мог бы компенсировать дефицит, тем временем продолжают снижаться: в августе их было на 16% меньше, чем в июле, и на треть меньше, чем годом ранее.

На начало сентября ПХГ Европы были заполнены лишь на 67% против 91% на ту же дату в прошлом году. В абсолютных показателях разрыв с прошлым годом составляет более 25 млрд кубометров. При этом «мощного источника для заполнения хранилищ сейчас на рынке нет», пишут эксперты Центра энергетики «Сколково».

«Ситуация с ценами шокирующая. Это безумие», — говорит глава газового трейдера Mercuria Energy Коди Мур.

«Такого мы еще не видели», — соглашается Кассим Магера, глава энерготрейдера Centrica. По его словам, долгая или особенно холодная зима может привести к дальнейшему росту цен и вынудить сокращение производства на некоторых промышленных предприятий.

«Исправить ситуацию может относительно теплая зима или возвращение поставок СПГ из Азии, где цены сейчас еще выше», — говорит аналитик «Финама» Сергей Кауфман.


Сейчас газа в ЕС хватает только на текущее потребление, а объемов, которые можно было бы закачать в хранилища, просто нет, сетует Магера: «Если мы увидим дефицит газа зимой, рынок, возможно, будет сбалансировать через экономическую активность. Если цены будут действительно очень высокими, некоторые зависимые от газа предприятия в Британии и Европе могут решить не производить вовсе».

В Азии частичной альтернативой для газа является уголь, цены на который стали расти вслед за голубым топливом, однако в Европе тема ухода от угля значительно более принципиальна, чем в Азии, из-за экологической повестки, что не позволяет европейцам существенно нарастить его потребление даже в текущей ситуации, рассуждает Кауфман: «ВИЭ, которые призваны на долгосрочном горизонте вытеснить ископаемые виды топлива, не обладают возможностью значительно увеличить производство электроэнергии в случае необходимости».

«Газпром» объясняет решение по прокачке необходимостью наполнить внутренние российские хранилища. Глава Минэнерго Николай Шульгиов поставил компании цель накопить в ПХГ рекордные 72,6 млрд кубометров к 1 ноября. Это потребует почти столько же газа, сколько «Газпром» экспортирует в Европу, — около 280 млн кубометров в день, оценивает Томас Марчек-Мансер, аналитик ICIS.

Российские газопроводы

Хотя стратегия «Газпрома» рациональна с коммерческой точки зрения, она, тем не менее, может «нести долгосрочные политические риски», пишут эксперты «Сколково».

В ближайшие 4 года производство СПГ в мире вырастет на треть, до 449 млн тонн. При этом в 2025 году у «Газпрома» истекают долгосрочные контракты на десятки миллиардов кубометров с потребителями в Европе и Турции.

«Их перезаключение теперь будет зависеть не только от фундаментальных индикаторов рынка, но и от соображений Европы по энергобезопасности. Это лето показало степень важности трубопроводных поставок газа из России для Европы — и, к сожалению, дискуссия о рыночной зависимости, прерванная в середине 2010-х, может вспыхнуть с новой силой», — предупреждают в «Сколково».