Восемь ключевых моментов американского поражения в Афганистане.
На модерации
Отложенный
Унизительное поражение Американской империи в Афганистане, изобилующее почти схожими с бегством из Сайгона в 1975 году фотографиями безумной вертолётной эвакуации посольства США, создало дилемму для левых антиимпериалистов. Мы всегда должны приветствовать и поддерживать провалы империи, которая угнетает мир своей гигантской глобальной сетью баз и войск и безжалостной эксплуатацией и загрязнением мировых природных и человеческих ресурсов. Мы не хотим «смерти Америке», населённой сотнями миллионов простых и угнетённых людей, с которыми никогда не советовались по внешней политике США, но мы хотим смерти Американской империи, которая поддерживает и усиливает массовое неравенство и угнетение дома и за границей.
Тем не менее, при всём уважении к фотографическим параллелям с Сайгоном, бегство США с зажатым между ног хвостом из Афганистана отличается от бегства из Вьетнама. Левые антиимпериалисты (а все настоящие левые - антиимпериалисты) могли приветствовать падение Сайгона без всяких смешанных чувств. Вьетнамский Фронт Национального Освобождения - героическая революционная организация, которая вела законную национальную борьбу против безжалостной сверхдержавы, убившей в 1962-1975 годах около 3-5 млн. граждан Юго-Восточной Азии. Это поражение самой смертоносной империи в результате успеха величайшего Движения Сопротивления небольшой крестьянской страны стало одним из самых знаменательных событий в истории человечества. Это событие можно сравнить с Кубинской революцией под руководством Фиделя Кастро и Че Гевары.
Возвращение Талибана к власти в Афганистане совсем другое дело. Ни один левый, придерживающийся своих претензий на гуманистические, эгалитарные и революционные идеалы, включая социализм и коммунизм, никогда не будет приветствовать реакционных исламских джихадистов, которые жестоко угнетают женщин, убивают простых мирных граждан и навязывают отсталую, фундаменталистскую и неофеодальную идеологию, оправдывающую угнетение и убийства. Это затрудняет открытое празднование американского поражения в Афганистане. Правительство и СМИ США могут указывать на зверства исламских фундаменталистов, чтобы заставить миллионы хороших американцев среднего класса ошибочно связывать Американскую империю с гуманитарными целями, включая «демократию», права женщин, плюрализм и верховенство закона.
Несмотря на отсталый национализм и неспособность присоединить «социалистический» Вьетнам к мировой капиталистической системе (массы бедных вьетнамцев трудятся за низкую зарплату в ужасных условиях на западных швейных и других фабриках), Вьетнамский Фронт Национального Освобождения был в то время позитивной и прогрессивной силой. Никто из тех, кто всерьёз считает себя левым, не должен думать таким же образом о Талибане, ИГИС или Аль-Каиде. Как продолжать придерживаться антиимпериалистических принципов, и при этом не выглядеть союзником отсталых исламских джихадистов типа Талибана? Эта дилемма связана со следующими восемью ключевыми моментами.
Во-первых, серьёзное изучение империалистической «внешней политики» США, без тени каких-либо сомнений, заставляет сделать вывод, что США усиленно культивировали (финансировали, вооружали и защищали) исламский фундаменталистский экстремизм внутри и за пределами Афганистана в рамках своей стратегии борьбы с Советским Союзом во времена Холодной войны. Талибан и Аль-Каида в значительной степени - внебрачные дети дяди Сэма.
Во-вторых, США вмешиваются во внутренние дела других стран не по гуманистическим причинам. Ритуальные официальные заявления об озабоченности в отношении гуманитарной ситуации - всего лишь прикрытие несправедливых американских имперских войн и оккупаций. Дядя Сэм действует исходя из стратегических имперских целей, включая наказание народов за сопротивление давлению США и за провоцирование других народов следовать этому примеру. Желая выглядеть сильной и непобедимой, Американская империя в мафиозном стиле напала на Афганистан после терактов 11 сентября 2001 года (которые, по иронии, были совершены не афганскими, а саудовскими джихадистами). Затем значение войны с Афганистаном быстро снизилось из-за стремления Вашингтона использовать события 11 сентября для оправдания кровопролитного нападения на богатый нефтью Ирак под прикрытием лживой демагогии о «продвижении демократии».
В-третьих, США имеют долгую историю поддержки и даже навязывания чрезвычайно реакционных режимов по всему миру, включая собственное полушарие, что должно заставить всех объективных наблюдателей скептически относиться к их заявлениям о защите прав человека и достойной внешней политике правительства.
В-четвёртых, от массовых убийств и подавления филиппинских борцов за независимость в начале XX века и войн 1920-30-х годов с Центральной Америкой до кровавых и преступных американских войн, убивших миллионы людей в Корее, Юго-Восточной Азии и Ираке, США постоянно подталкивали народы в объятья антиимперилистических движений сопротивления своими кампаниями бессердечных убийств и грабежа простых людей вдали от границ США. Бывший переводчик ВВС США Ян Фриц, который с 2008 по 2013 год участвовал в 99 воздушных налётах на афганских джихадистов, в статье Atlantic восхищается невероятно упорным сопротивлением, оказанным простыми афганскими мужчинами, которые продолжали сражаться против сверхдержавы, хотя она «не задумывалась дважды о применении бомб, разработанных для разрушения зданий и убийств отдельных людей. И это не преувеличение».
«За несколько дней до моего 22 дня рождения я видел, как истребители сбросили 500-фунтовые бомбы в эпицентр боя, превратив в пыль 20 мужчин», - написал Фриц. - «Когда я увидел новый пейзаж, состоящий из кратеров, а не людей, вслед за грохотом наступило затишье, и я подумал: «Ну, теперь мы убили достаточно их».
Но я ошибся. Когда прибыли ещё два штурмовых вертолёта, я услышал, как афганские бойцы кричат: «Продолжаем стрелять. Они отступят!» Пока мы атаковали, они повторяли: «Братья, мы побеждаем. Это величайший день». А когда я увидел, как умирают шестеро американцев, мне казалось, я слышу, как 20 талибов радостно кричат: «Слава Богу, они умирают!» Не имело значения, что у этих мужчин не было бронежилетов, а с бомбардировщиками, истребителями, вертолётами и танками они сражались, вооружённые только 30-летними автоматами. Не имело значения, что 100 из них умерли в тот день. Несмотря на весь этот грохот, взрывы бомб, свист пуль и гибель своих боевых товарищей, талибы сохраняли высокий моральный дух, поддерживали друг друга, веря, что они не только побеждают, но всегда будут побеждать нас. Это был мой первый бой в Афганистане».
После окончания этого боя, «до меня наконец дошло», что каждая американская бомба подталкивает к сопротивлению всё больше и больше молодых афганцев, «в отличие от меня», - написал Фриц. - «Когда они пойдут домой, им нужно будет добраться всего лишь до соседней деревни, а не лететь 6000 миль. Те мужчины на поле боя, наверно, были простыми крестьянами, или, может быть, они хорошо скрывали, кем они были, на самом деле. В любом случае, наши бомбы и пули означали, что молодые парни в соседней деревне с вдохновением присоединятся к Талибану».
Левый историк и журналист Терри Томас написал: «Экзистенциальная реальность войны, когда вы вторгаетесь в чью-то войну: это их дом, и они будут драться с вами. Неважно, сколько денег вы тратите; неважно, сколько бомбардировщиков вы посылаете; неважно, сколько пропаганды вы производите. Ваш дом находится в 6000 милях, а их дом стоит в соседней деревне. И когда вы бомбите деревню, вы только подкрепляете решимость сопротивляться, какими бы мерзкими вы не считали их идеи». Действительно, были такие деревни как Бола-Болук, где в мае 2009 года американцы убили 130 мирных граждан. Местные жители собирали потом куски трупов десятков детей и перевозили их на телегах к месту погребения. А тогдашний президент США Барак Обама абсурдно обвинил в этой резне талибские гранаты.
В-пятых, для американских радикальных левых было бы хорошо, если бы американские бомбы загнали афганских крестьян и сельских рабочих в объятья светских социалистических и коммунистических движений, но американский империализм был нацелен именно на уничтожение социализма и коммунизма в глобальном масштабе. Он добился в этом успеха, со значительной помощью правящих классов в других странах и серьёзных ошибок и преступлений людей, возглавлявших социалистические режимы и движения в России, Китае и других регионах. Исламский фундаментализм возник в политическом и экономическом вакууме из-за поражения перед американским империализмом независимого светского национализма в странах Третьего мира.
В-шестых, шансы левых и прогрессивных гуманистических сил противостоять джихадистам в Афганистане только усиливаются после бегства Американской империи, чьи убийственные преступления укрепляли влияние фундаменталистского Талибана, поскольку он успешнее всех остальных сражался с античеловеческой американской оккупацией. Сейчас Талибан - единственная в Афганистане сила, которая может уничтожить неравенство и угнетение, которые на это «кладбище империй» принесли американские войска.
В-седьмых, претензии США на защиту гуманистических и демократических принципов не имеют смысла не только из-за кровопролитных заграничных войн, но из-за внутреннего характера всего общества и правительства США. Американскую империю нельзя считать маяком демократии, социальной справедливости, плюрализма и прав человека. Это чудовищно неравный, коррупционный и плутократический оплот корпоративной и финансовой олигархии, расизма и массового лишения свободы, который держит в нищете миллионы собственных граждан, особенно цветных. Во многих штатах репродуктивные права женщин, избирательные права цветных, право на свободу слова и право на протесты против полицейского насилия подвергаются оголтелым нападкам неофашистов.
США - гигантский, оснащённый смертельным огнестрельным оружием тир. Американцы страдают от бездушного оружейного насилия и христианско-фашистского фундаментализма. И всё это внутреннее угнетение и безумие тесно связано с заграничной деятельностью Американской империи. Ничего, кроме смеха, не могут вызвать заявления, что прогрессивные, демократические и гуманистические идеалы могут исходить из этой расистской, тюремной и экономически неравной страны, в которой верхний 1% обладает большим богатством, чем нижние 90%.
В-восьмых, хотя Талибан ужасен, он является хорошим глобальным образцом для подражания в определённом смысле: он снова (вслед за кубинцами в 1959 году и вьетнамцами в 1975 году) доказал, что эту сверхдержаву могут победить даже маленькие и бедные народы, если они объединены во всеобщем движении сопротивления. По крайней мере, из этого могут и должны черпать вдохновение нереакционные движения, страны и народы по всему миру. Мафиозная американская империя не всемогуща, несмотря на тысячи бомб и сотни военных баз. Её можно изгнать, и те, кто сотрудничает с этим империалистическим зверем, должны помнить: США бросят своих прислужников на милость победителей в других странах, как они это делали уже не раз.
Не реакционный джихадизм нанёс в Афганистане заслуженный и необходимый удар по Американской империи, это сделало народное сопротивление. Именно левые силы внутри страны и за границей должны сформировать, перестроить, расширить и усилить своё влияние, чтобы борьбу с империализмом возглавляли прогрессивные социалистические и коммунистические, а не реакционные и фундаменталистские силы.
Источник: Eight Key Points on America’s Defeat in Afghanistan, Paul Street, counterpunch.org, August 24, 2021.
Комментарии
Думаю они разберутся как жить.
Их победа пример для многих порабощенных