Промолчи — попадешь в палачи

Масштабные злодеяния становятся возможными не потому, что существуют террористы и сотрудники  органов безопасности,  мафиози и  эскадроны смерти. Они воплощаются благодаря ни чем не приметным гражданам

 

 

Из века в век эти слова Галича сопровождают ужасы, порожденные существованием человеческого  общества. Лгать под сурдинку, брать на крюк себе подобных, строить виселицы, лобные места, создавать газовые печи — этому научились неплохо.  И  виноватые, конечно же,  во все времена постфактум находятся.  Инквизиция, тайные канцелярии, тираны, чекисты, эсэсовцы… Но  разве они появляются и действуют в вакууме?  Вовсе нет.

Масштабные злодеяния становятся возможными не потому, что существуют террористы и сотрудники  органов безопасности,  мафиози и  эскадроны смерти. Они воплощаются благодаря ни чем не приметным гражданам. Своим молчаливым одобрением эти "законопослушные"   люди придают центростремительное ускорение всем темным делам властей и палачей всех мастей. И сами, таким образом, становятся соучастниками преступлений. Войны, казни, погромы, гетто, Аушвицы  и ГУЛАГи — вот результат молчания. Плод всех "надежных" компромиссов.  А потом эти самые граждане повторяют как мантру: "Мы не знали. От нас скрывали"…

Промолчи — попадешь в палачи. Они не знали.

Ахматова отвечала на это: "Камни вопиют. Тростник плачет, а уж люди…".

Когда вокруг безмолствовали, поэт Борис Чичибабин писал:

"Спокойно днюет и ночует

кто за собой вины не чует.

Он свой своим в своем дому,

и не в чем каяться ему".

Молча одобряющее злодейства большинство — результат создания   своего рода искусственного мира на основе негласной, но прочной   консолидации обезумевшего общества. Настолько обезумевшего, что зловещая тишина перерастает в гул одобрения, факельные шествия, восторженные парады.

Идеи зла назначаются национальными идеями. С помощью изощренной пропаганды внедряются планомерно, выдаваемые за добро, в мозги.

Но такие общества неизбежно окажутся вынесенными за скобки истории. Ничего стоящего невозможно построить на крови и костях. Шаткий фундамент для царств. Разрушился и сгинул Третий рейх. Первый, второй и третий Рим точно так же пропадут и исчезнут.

…Опасность состоит в том, что люди начинают считать подобное состояние чем-то само собой разумеющимся. Они предаются иллюзиям, полагая, что в их стране царят спокойствие и стабильность, если возможно  по утрам ходить за булочками к завтраку, не боясь выстрелов и взрывов на улицах своих городов. Прекрасная иллюстрация к этому — результаты президентских выборов в России. В 2018 году.

Палиндром БАРИН И РАБ по-прежнему актуален там и основополагающ. А молчаливое одобрение большинства  перерастает в восторженный хор. Найдена национальная объединительная идея. Обозначены внешние и внутренние враги. Можно воевать в Украине. В Грузии. На Ближнем Востоке. И бесконечно хапать чужое.

Мне неприятно  писать об этом.  Хотелось бы молча лежать в траве и  глядеть   в  бесконечное молчащее синее небо.

 

Но промолчи — попадешь в палачи. Молчание — это та бесконечная  лазурная пропасть, куда тысячелетиями мы падаем. Перистыми облачками  изукрашенная  псевдо мораль прежде заката. Высокая безысходность, порождаемая всепрощающей черствостью, всеобъемлющей глупостью,  всех под крыло своё принимающей  жестокостью. Под одобрительное молчание  перед злом  служат в бесконечных церквах и славословят  в СМИ.   Рассуждают  о национальной идее, о Боге.  Но ничего этого на самом деле не существует.  У людей, блаженных в рабстве,  нет и не может быть ни Бога, ни национальной идеи.