Логика-вещь обманчивая. Ограниченность человеческого разума. Статья из ЖЖ
На модерации
Отложенный
Многие люди не могут понять и принять одной простейшей вещи: подобно тому, как ограничены наше зрение, слух, физическая сила и т. д., ограничен и наш разум. Для себя лично я эту ограниченность разума вижу воочию в так называемых «хуруф мукатта’а» – отдельных буквах в начале некоторых сур. Есть в речи Аллаха слова, которые понятны любому, кто знает арабский язык и тафсир, а есть в ней то, что нам непостижимо. Читая эти аяты, я ощущаю себя пред безбрежным океаном непостижимого, как будто я стою на берегу, где кончается человеческий разум и начинается то, чего нам не понять никогда.
Те же люди, кто верит в верховенство разума и считают свой ум высшей инстанцией истины, впадают в заблуждение сразу.
Ислам же учит нас тому, что логика – вещь обманчивая. Более того, логика толкнула одного из рабов Аллаха на самый первый грех, который был совершен в отношении Всевышнего:
71. Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины.
72. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц».
73. Все ангелы без исключения пали ниц,
74. кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих.
75. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»
76. Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (Сура «Сад»).
Поэтому ученые сказали, что первым, кто прибег к аналогии в суждении, был Шайтан. Его логика, кажущаяся на первый взгляд верной, таит в себе много ошибок:
1) С чего это Иблис решил, что огонь – лучше глины?!
Было бы правильнее сказать так: «И огонь, и глина созданы Аллахом; и то, и другое – его творения, так что нет смысла ставить одно выше другого». Пусть эту мысль держит в голове тот, кто высокомерничает и ставит себя выше других.
2) Даже если и допустить, что огонь – лучше глины, то надо помнить, что одна вешь может быть лучше другой по ее нынешнему состоянию, а не по основе происхождения. К примеру, простая шкатулка, на которую затрачен килограмм дерева, может быть шедевром и стоить во много крат дороже килограмма золота. Человек, рожденный рабом, может стать императором. Так что, думай сам.
3) Приказ Аллаха таит в себе невидимые для нас блага, так что лучше предаться воле Того, кто лучше знает, в чём для нас скрыто добро.
14. Разве не знает Тот, Кто создал, если Он – Проницательный, Сведущий? (Сура «Власть»).
Даже если ты и не понимаешь мудрости того или иного предписания, скажи: «Сэми’нэ уэ ата’нэ» («Мы услышали и покорились») и действуй. Со временем поймешь, что в этом была великая польза.
Короче, вся мудрость – в Коране и Сунне. Вне Корана и Сунны мудрости нет. Потому что Посланник Аллаха сказал, что он не оставил ни одного блага, на которое бы он не указал, ровно как не оставил ни одного вида зла, от которого бы не предостерег.
Хотелось бы, что все мусульмане уяснили это для себя и для своих детей раз и на всегда, чтобы самое основное внимание уделять изучению этих двух основных источников счастья. Счастья в обоих мирах.
Комментарии