1947 год: старт кампании по борьбе с космополитизмом

На модерации Отложенный

В этот день 74 года назад, 11 августа 1947 года, в газете "Правда" была опубликована статья Дмитрия Шепилова "Советский патриотизм". В ней утверждалось безусловное превосходство советской науки и культуры и клеймилось "низкопоклонство перед иностранщиной". Эта статья дала старт кампании по борьбе с космополитизмом, которая с течением времени приняла откровенно антисемитский характер.

 

Дмитрий Шепилов, ученый и фронтовик, начальник отдела пропаганды газеты "Правда" и ее будущий главный редактор, а также будущий секретарь ЦК КПСС, евреев в своей статье не упоминал. Он обрушивался, главным образом, на царский режим, насаждавший в России все иностранное. "Пределом национального самоуничижения явилось забвение дворянством даже русского языка и рабское копирование всего французского, а затем – немецкого, - писал он. - Только в обстановке низкопоклонства перед иностранщиной и великодержавного презрения к сокровищам русской культуры иноземный проходимец Дантес мог оборвать жизнь бессмертного гения русской и мировой культуры - Пушкина. Мудрено ли, что в этих условиях вплоть до Октябрьской революции иностранные представители, по характеристике товарища Сталина, вели себя в России, как европейцы в Центральной Африке".

Шепилов обрушивался на отдельных "интеллигентиков", все еще не избавившихся от пережитков прошлого и пренебрегающих достижениями собственного народа. Так слово "космополитизм" стало в СССР ругательным, хотя в первые десятилетия советской власти это было не совсем так. Например, в Большой советской энциклопедии, вышедшей в 1937 году, разъяснялось, что космополитизм – это "политический термин, выражающей идею родины, граничащей со всем миром. Рабочий класс, являясь патриотом своей социалистической родины, вместе с тем пытается превратить в свою родину весь мир". В этой интерпретации космополитизм был чем-то сродни интернационализму, а любовь к родине отождествлялась с преданностью социализму.

"Последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит на голову выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства", - писал Шепилов. Эта фраза прямо перекликается с опубликованной год спустя в той же "Правде" статьей Ильи Эренбурга, в которой формулировалось отношение СССР к только что созданному Государству Израиль и возможному участию советских евреев в его строительстве: "Гражданин социалистического общества смотрит на людей любой буржуазной страны, в том числе и на людей государства Израиль, как на путников, еще не выбравшихся из темного леса.

Гражданина социалистического государства никогда не сможет прельстить судьба людей, влачащих ярмо капиталистической эксплуатации. Судьба еврейских тружеников всех стран связана не с судьбой государства Израиль, а с судьбой прогресса, с судьбой социализма. Советские евреи теперь вместе со всеми советскими людьми отстраивают свою социалистическую родину. Они смотрят не на Ближний Восток, они смотрят в будущее".

 

В момент публикации статьи Эренбурга, в сентябре 1948 года, борьба с космополитизмом уже носила откровенно антисемитский характер. В ноябре было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б) "О Еврейском антифашистском комитете", и начались аресты его руководителей. В январе 1949 года в "Правде" появилась редакционная статья "Об антипатриотической группе театральных критиков", большинство "героев" которой были евреями. Вслед за этим в советской печати появились и другие статьи, направленные против еврейских критиков и писателей с раскрытием их псевдонимов. Словосочетание "безродный космополит" стало эвфемизмом, обозначающим еврея. Тогда в Советском Союзе и возникло выражение: "Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом". В большинстве случаев, обвиненных в низкопоклонничестве ждало увольнение с работы или арест. По данным Ильи Эренбурга, только среди деятелей искусства с момента публикации статьи Шепилова и до смерти Сталина были арестованы более 430 евреев – представителей сферы искусства.

Впрочем, были и "правильные" евреи, которые не только избежали обвинений в космополитизме, но и принимали активное участие в борьбе с этим "уродливым явлением". По сценарию драматурга Александра Штейна был снят фильм "Суд чести", ставший своеобразным пособием для организации осуждения "космополитов", а прозаик Геннадий Фиш написал книгу "Советская быль и американские сказки", в которой разоблачал "заокеанских мошенников", якобы присвоивших себе достижения советских ученых-растениеводов.

Борис Ентин, "Детали"
На фото: Самуил Лозовский и документы дела
"Еврейского антифашистского комитета"