Чем дальше в лес - тем выше срок: мужчине грозит тюрьма за то, что вместо властей расчистил дорогу

Его могут признать «черным лесорубом» и посадить на 7 лет

Алексей ОВЧИННИКОВ


Игорь Рогожин показывает те самые деревья, от которых расчищали дорогу

Игорь Рогожин показывает те самые деревья, от которых расчищали дорогу

 

Расчистив по просьбе жителей трех деревень заросшую лесную дорогу, руководитель мордовского агропредприятия Игорь Рогожин оказался под уголовной статьей. Его подозревают в «незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере» и теперь возмущенные селяне собирают сходы и подписи в его защиту, требуя прекратить юридический абсурд.

РАНЬШЕ ЧИСТИЛИ «НЕЭФФЕКТИВНЫЕ» КОЛХОЗЫ
- … Дурь же какая, а! - негодуют бабушки, давая народную оценку произошедшему на околице их села Большая Поляна. - Скажи, что сделать-то надо, чтобы его не сажали? Ты же из Москвы, знаешь. В Думу, Путину писать? Рогожин же единственный, кто впервые за тридцать лет этой дорогой занялся, никому до нее дела не было!..

И, тяжело выдохнув, селяне хором рассказывают о позабытой всеми грунтовой дороге, которая и стала причиной скандала. Она соединяла их Большую Поляну и еще пару сел с райцентром Кадошкино. По ней в 1941-м уходили в военкомат, а оттуда на войну, их деды, по ней возили зерно и молоко в райцентр. И все это время путь расчищался силами и техникой местного колхоза. В «святые 90-е» он повторил судьбу тысяч подобных хозяйств, которые с легкой руки «реформаторов» были названы «неэффективными», и сгинул. А вместе с ним — большинство социальных функций, с которыми он неплохо справлялся.

И дорога все больше становилась историей - из ее 6,5 км около 800 метров приходится на просеку в леске, которая постепенно зарастала: оказалось, что поддерживать ее в должном состоянии возможно лишь коллективным трудом, у единоличников сил на это не хватало. Многочисленные просьбы к властям оставались на бумаге, а местные бюджеты еле концы с концами сводят.

- Самим расчистить? Куда там... - тихо говорит глава Большеполянского сельского поселения Наиля Долотказина. - Там около миллиона надо было, а у нас весь бюджет — 1,4 миллиона, из которых только около 400 тысяч — собственные доходы…

Бывало, о дороге вспоминали ближе к выборам. А потом благополучно забывали. Как шутят местные, на обещаниях восстановить ее выросло не одно поколение депутатов. Так и приходилось селянам почти 30 лет накручивать до райцентра 21 км «вкруголя». Вместо вот этих вот 6,5 километров напрямую.

Все изменилось в этом году, когда главы трех сельских поселений обратились к руководителю филиала агропредприятия «Магма ХД» Игорю Рогожину восстановить старую дорогу. «Исторически сложившаяся, использовалась населением с начала прошлого века», - аргументировали сельские чиновники. Добавляя, что его тяжелая сельхозтехника также поедет на поля по ней, сохраняя основные дороги, а «скорая» с пожарными, случись что, доберется до людей на 15-20 минут быстрее.

И радости-то было, когда в июне они наблюдали грейдеры с бульдозерами. А теперь с недоумением лицезреют, как работает еще одна машина — государственная…

Мост вроде бы есть. Но его... нет...
Мост вроде бы есть. Но его... нет...

 

«ЧЕРНЫЙ ЛЕСОРУБ, БЛИН...»
Мы проезжаем расчищенную широкую просеку и останавливаемся возле кучи поваленных деревьев.

- Вот они - «вещдоки», - грустно улыбается Игорь Рогожин. - Полицейские предупредили: не дай Бог, хоть один куст пропадет — будет уже «уничтожение улик». Так что храню.

Его сотрудники уже заканчивали расчистку, попутно ликвидировав образовавшуюся чуть дальше свалку, как появились полицейские: кто разрешил? Следом прибыли лесничие, составив протокол об уничтожении деревьев, а еще через несколько дней Рогожин станет главным фигурантом уголовного дела - «незаконная вырубка лесных насаждений в особо крупном размере», по которой ему грозит до 7 лет неволи.

Куча древесного хлама никак не вяжется с грозной формулировкой обвинения, да и деловой древесиной это можно назвать лишь в качестве издевательства.

На старых картах эта дорога существует
На старых картах эта дорога существует

 

- Многое и на дрова-то не пойдет! - продолжает «злоумышленник». - Но они посчитали — мол, свалил 33 дерева. 12, 14, 16 сантиметров в диаметре. Высчитали, что это стоит 5300 рублей, умножили на штрафной коэффициент и ущерб получился уже в 269 тысяч, а это и есть - «особо крупный размер». Так я и стал «черным лесорубом», блин… Ведь никакого умысла-то не было — мы просто сделали людям дорогу, не собираясь заниматься бизнесом на лесе! Здоровые стволы, которые вон стоят, мы и не подумали тронуть. И опять же — мы работали в русле старой дороги: смотрели, где бугры справа и слева, и не лезли туда. Может, и свалили нечаянно несколько дубков, но нецеленаправленно. Мы расчищали дорогу с тем расчетом, чтобы могла разъехаться техника. А зимой куда снег будем чистить? Мало того — оказывается, никакой дороги в документах нет, а есть какая-то межквартальная просека… А это что тогда?

Он тормозит «уазик» и предлагает разгадать еще одну загадку. И я запутываюсь еще больше

В защиту Игоря Рогожина люди собрали более 500 подписей
В защиту Игоря Рогожина люди собрали более 500 подписей

 

МОСТ ЕСТЬ. НО ЕГО… НЕТ
Грунтовка упирается в шикарный железобетонный асфальтированный мост через Иссу. Строительство такого по нынешним ценам выльется не в один десяток миллионов.

- Дороги, значит, официально нет, а мост есть! - торжествующе говорит Игорь. - Тогда для чего мост-то строили еще в 90-х, если дороги к нему нет?

- Да и моста нет, - еще больше удивит позже глава Кадошкинского района Андрей Чаткин. - То есть, он, конечно, есть, но мы не нашли документов на него… На дорогу тоже.

- Чудеса! - присвистывают мужики. - У нас прям Россия наоборот!

- В смысле?

- Как порой бывает — по документам объект построен, а его на самом деле нет — своровали. Здесь же мост есть. Но его… нет…

На околице села Большая Поляна - очередной сход в поддержку руководителя агропредприятия
На околице села Большая Поляна - очередной сход в поддержку руководителя агропредприятия

 

БЫЛА ДОРОГА, СТАЛА - «МЕЖКВАРТАЛЬНАЯ ПРОСЕКА»
На въезде в Большую Поляну тем временем идет очередной сход в защиту Игоря. «Действия Рогожина носят исключительно положительный характер… Администрации сельских поселений и администрация района не выделяют средства на восстановление данной дороги… Последствия восстановления дороги пойдут на пользу всему району...» - цитируют селяне резолюцию, под которой поставили более 500 подписей, наперебой требуют немедленно снять с него «уголовку», доказывают, что дорога здесь была испокон веков, а произошедшее называют произволом. Вскоре замечают человека в зеленой форме Рослесохраны и срывают зло на него.

- Поймите, - оправдывается участковый лесничий Инсарского лесничества Александр Абрашкин. - К дороге мы не имеем претензий. Но когда расчищали, были заезды тракторов на земли лесного фонда. Ущерб 33 дерева. Если бы он обратился к нам заранее, мы бы установили границы — куда стоит заезжать, куда нет...

У деревенских снова непонимание в глазах — почему в былые годы колхоз также чистил, и ни у милиции, ни у лесников никаких претензий не было, а сейчас - уголовка? Что изменилось-то? И когда эта дорога вдруг перестала существовать в документах, а часть ее стала «межквартальной просекой»?

- И мы этого не знали! - Игорь Рогожин достает какие-то планы. - Мы же посмотрели карты перед работами. Вот, 90-х годов - «строящаяся дорога». И никакого леса не обозначено! В этой — тоже ни слова про лес и межквартальную просеку с границами… А вот еще.

Лесничий Александр Абрашкин объясняет, что не мог поступить иначе
Лесничий Александр Абрашкин объясняет, что не мог поступить иначе

 

На свет появляется схема территориального планирования, которую кадошкинские депутаты утвердили в 2010 году: «Дорога от н.п. Кадошкино до н.п. Большая поляна запланирована к переводу в статус дорог с твердым покрытием местного значения».

- Тогда не срослось — денег в бюджете не хватило. Но главное - снова ничего про лес и ограничения, а в тексте прямо - «дорога». Как асфальтировать-то то, чего нет? Или они от нечего делать произволом решили заняться?

«ФОРМАЛЬНО ПРАВИЛЬНО, А ПО СУТИ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО»
И вместе с селянами мы пытаемся постичь эту далекую от справедливости историю, доведенную до уголовного дела. О том, что Россия — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», у нас даже в Конституции написано. И в рамках выполнения этих соцобязательств перед людьми государство, в том числе, должно было восстановить эту скандальную дорогу. А не оправдываться вечно то отсутствием денег, то отсутствием ее в реестре дорог (и кто, как ни чиновники, обязаны внести дорогу в этот реестр?) И уж совершенно точно не привлекать человека к ответственности, если тот за государство выполнил эту функцию, облегчив людям жизнь в глубинке.

Врио главы Мордовии Артем Здунов пообещал разобраться в ситуации
Врио главы Мордовии Артем Здунов пообещал разобраться в ситуации

 

- А можно было просто закрыть глаза на эти деревца? - спрашиваю лесничего.

- Есть закон и я не мог поступить иначе, - вздыхает он. - Это же полиция меня вызвала, и если бы я сделал по-другому, они пожаловались бы в прокуратуру и там меня бы заподозрили в умышленном сокрытии и коррупции. Меня бы просто посадили…

- А полиции это зачем? - не отстают от лесничего, но тот лишь пожимает плечами.

- Понятно - «палочки»! - делают выводы люди.

В итоге заявление лесничего попало к следователям и колесики системы закрутились. Селяне, качая головами, соглашаются, что контроль и борьба с коррупцией — это, конечно, хорошо. Но уж больно курьезные формы все это приобрело. И кто-то тотчас вспоминает Ленина с его знаменитым: «Формально правильно, а по сути — издевательство».

- Едет!…

Та самая дорога, за расчистку которой Игорю Рогожину грозит до 7 лет тюрьмы
Та самая дорога, за расчистку которой Игорю Рогожину грозит до 7 лет тюрьмы

 

«С ПЕНСИЙ КОМПЕНСИРУЕМ! ЛИШЬ БЫ ИГОРЯ НЕ САЖАЛИ»
К селу подъезжает авто, из которого выходит врио главы Мордовии Артем Здунов - к этому времени скандал уже докатился до Саранска. Он обещает взять ситуацию под личный контроль и говорит, что дал поручение республиканскому прокурору проверить: действительно ли задет лесной фонд.

- Это же явно не злостное деяние, в этом, думаю, никто не сомневается, - говорит губернатор народу. - Какие уголовные дела? Здесь что, кто-то кого-то убил? Давайте разберемся. Если нет нарушения — все, до свидания! Если задет лесной фонд — просто нужно высадить новые деревья, компенсировать ущерб.

- Мы компенсируем! - с жаром откликаются селяне. - С пенсий наших скинемся и сами все посадим. Лишь бы Игоря Александровича не наказывали!

Губернатора провожают аплодисментами и расходятся довольные - видно, что предложение главы региона совпало с их требованием на справедливый исход дела. По пути к домам, правда, удивленно задавая друг другу один и тот же вопросы: а что, так можно было — без уголовки и скандала?..

 

P.S. На момент публикации уголовное дело о незаконной вырубке продолжало расследоваться. «Комсомолка» будет следить за развитием этой истории.