Что предлагает избирателям обновленная партия эсеров

На модерации Отложенный

Обыкновенный социализм

Фото: @spravoross / twitter.com

Партия “Справедливая Россия - Патриоты - За правду” (в недавнем прошлом просто “Справедливая Россия”) называет себя социалистической и в своей предвыборной программе предлагает вернуть некоторые элементы управления Советским Союзом. (Вплоть до национализации ключевых отраслей промышленности и отмены моратория на смертную казнь при некоторых видах преступлений.) Больше всего места в документе занимает социально-трудовая повестка. “Солидарность” продолжает знакомить читателей с программами политических партий, идущих на осенние выборы в Госдуму.

В ЧЕМ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БРАТ

“Справедливая Россия” - еще одна партия, помимо КПРФ, громко заявляющая о своей идеологизированности. Редкое выступление справоросса в Госдуме обходится без слов “мы - социалистическая партия”. Часто это слышится как убеждение самих себя, но настоящая цель, конечно, - закрепить этот тезис в голове журналистов (рядовой избиратель в своей массе вряд ли смотрит трансляции пленарных заседаний ГД). Впрочем, для массового избирателя “Справедливая Россия” кое-что приготовила. А именно - свежую предвыборную программу партии, принятую на съезде 26 июня. Попробуем же найти в ней не только социальное (не путая с социалистическим), но и оригинальное. Должны же эсеры чем-то отличаться от коммунистов, которые первыми застолбили задачу построить социалистическое общество. На первый взгляд, разница невелика.

Уже в преамбуле к программе партия с ностальгией отзывается по советскому образованию, медицине, гарантированному трудоустройству и доступному жилью. Правда, “СР”, в отличие от коммунистов, не ставит перед собой задачу возродить СССР. Но точно так же заявляет, что в попрании перечисленных прав граждан виновата “сверхбогатая верхушка”: в результате ее козней “подавляющее большинство наших граждан остались за чертой бедности либо близки к ней”. С последним тезисом спорить действительно трудно - около 20 млн россиян имеют доход ниже прожиточного минимума, а те, кто получает хотя бы на копейку больше, бедными уже официально не считаются. К слову, эсеры, как и эксперты ФНПР, называют “позором страны” ситуацию, когда работающий человек в принципе может быть бедным.

Что не удивительно: “СР” тесно сотрудничает с Конфедерацией труда России (около 2 млн членов), а член Центрального совета партии Олег Шеин, к примеру, и вовсе является вице-президентом КТР. Которая сходится с ФНПР по многим принципиальным вопросам, что следует из опыта сотрудничества организаций в рамках Российской трехсторонней комиссии. Но вернемся к программе. “Справедливая Россия”, как и партия коммунистов (как, к слову, и ФНПР), ставит целью преодолеть “глубочайшее социальное расслоение”. Но “обобществлять средства производства”, в отличие от коллег по Госдуме, не собирается. А вместо этого предлагает следующее: “Финансово-промышленные элиты за счет введения в отношении них повышенных налогов должны вносить существенно больший вклад в развитие социального государства”.

Напомним, о необходимости дифференцированного налога на доходы физлиц (и налога на роскошь) давно заявляют и профсоюзы. На этом заканчивается преамбула программы “СР”, и далее стоит сказать пару слов о структуре документа, которая отображает произошедшие в партии в начале года перемены: в нее вошли еще две политические организации. То, что получилось, стало называться официально “Справедливая Россия - Патриоты - За правду”. Соответственно, общая программа разбита на три манифеста - о патриотизме, правде и справедливости. Попробуем отшелушить неизбежную патетику и найти во всех частях что-нибудь социально-трудовое. Впрочем, в “Манифесте патриота” этого ожидаемо не удается сделать. Если коротко, там говорится о славном российском прошлом, “цивилизационной катастрофе 1991 года” и необходимости как можно скорее признать независимость Донецкой и Луганской народных республик.

Почему любовь к другим государствам (даже непризнанным), при всем уважении к их жителям, должна считаться патриотизмом - остается неясным, ну да ладно. Зато в “Манифесте правды” уже много чего полезного для уяснения позиций партии в социально-трудовой сфере. Там каждый пункт начинается словами “правда в том, что Россия - это...” и дальше дается некое, как правило критичное, определение. Например, “Россия - это антинародная пенсионная система, при которой до возраста выхода на пенсию не доживает каждый четвертый мужчина и каждая пятая женщина”. Там же - и про работающих бедных, и еще раз про социальное расслоение, и про “позорные заработные платы врачей”.

Можно встретить даже не лишенное остроумности заявление о “работающих и подучивающихся студентах”. (К слову, партия выступает против Единого государственного экзамена.) ВСЕХ НА МИНИМАЛКУ Самый большой раздел - “Манифест справедливости” - содержит и больше всего конкретики. Если не считать таких пассажей, как “исключить случаи финансирования государством некачественных творческих проектов”. Но кто будет решать... Вот “поднять расходы бюджета на культуру до 3% ВВП” - это уже куда понятнее. (На здравоохранение и образование - по 7% ВВП.) Или вот: “закрепить за работниками государственных учреждений культуры социальное обеспечение не ниже государственных служащих”. Правда, в партии должны бы знать, что в нашей стране госслужащий госслужащему рознь. Не исключено, что иных из них нужно “закрепить” хотя бы на уровне работника культуры...

 

“А”-СПРАВКА Чего еще требует “Справедливая Россия”: предоставить дополнительные гарантии от необоснованных увольнений; восстановить права профсоюзов и жестко наказывать работодателей за эксплуатацию трудящихся, работающих без оформления официальных контрактов; закрепить гарантии равенства при оплате труда на территории всей страны для ученых, педагогов и медицинских работников; снизить пенсионный возраст до прежнего уровня; индексировать пенсии всем пенсионерам без исключения; принять полноценную шкалу прогрессивного налога на доходы физических лиц; ввести налог на роскошное потребление и предметы роскоши; возвратить гражданам утерянные вклады Сбербанка СССР; сделать регулярными выплаты в отношении малоимущих граждан и семей с детьми. Еще об уровнях: “СР” предлагает поднять МРОТ и ПМ до 31 тысячи рублей в месяц. И, до кучи, пенсии - тоже до этого уровня. Всегда странно видеть в подобных планах конкретные суммы вместо процентных соотношений или других ориентиров: та же 31 тысяча мигом станет 31 копейкой по покупательной способности. В общем, хотелось бы здесь же прочитать хотя бы про индексацию. Кроме того, чисто с идеологической точки зрения: пенсионер, живущий на прожиточный минимум, это нормально для страны развитого социализма? Да, кстати, стипендии тоже хотят повысить до прожиточного минимума. Так и хочется сказать: да чего уж там, давайте всей страной жить на “минималку”. Еще про деньги: предлагается оплачивать гражданам лекарства, если их стоимость превышает 10% от дохода человека. А в периоды пандемий (как актуально) выдавать их и вовсе бесплатно.

Правда, если вспомнить идущую сейчас бесплатную вакцинацию, последний принцип уже реализуется. Есть и вроде бы конкретные, но вводящие в ступор инициативы. Например, ввести минимальную почасовую оплату в 300 рублей. При восьмичасовом рабочем дне 5/2 это больше 50 тысяч рублей в месяц. Но как же тогда быть с минималкой в 31 тысячу, о которой говорилось выше? Или у нас будет два МРОТ - обычный и почасовой? И не переведут ли тогда всех поголовно на почасовую оплату “для защиты прав трудящихся”, посокращав потом рабочие смены? В общем, вопросы остаются. Пусть гипотетические, но и программа партии, последней в Госдуме по численности, имеет пока тот же характер.