10 заповедей. Почему это не «запреты», а подсказки? (продолжение)

На модерации Отложенный

Сегодня мы попытаемся доказать, что выбор самого нравственного пути в жизни экономит Ваши нервы, здоровье, жизненную энергию и дарует другие доступные человеку блага. То есть даже с точки зрения прагматика их соблюдение выгодно человеку.

 

«Калькулятор в голове»

Ьы продолжаем серию «Заповеди для прагматика», в которой рассматриваем 10 заповедей Божиих, «декалог», с точки зрения выгод, которые их соблюдение приносит человеку. Как гласит Священное Предание, Бог дал Моисею четыре заповеди на первой скрижали Завета, и шесть заповедей на второй. Первая говорила об отношениях человека с Богом, а вторая – об отношениях человека с человеком. В первой беседе цикла мы рассмотрели заповеди первой скрижали, а сегодня обратим внимание на заповеди второй.

Бывалые священники говорят о том, что у современного человека «калькулятор в голове». Всё что встречает в жизни, и даже Евангелие, он рассматривает через призму выгоды. И переломить такое мировосприятие довольно тяжело. Да и не всегда нужно. Например, сегодня мы не будем этого делать. Вместо этого мы постараемся показать, насколько выгодной может быть жизнь, рекомендуемая нам Богом.

 

Почтение к матери и отцу

В пятой заповеди Господь говорит нам: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Кто такие для нас мать и отец – проводники в жизнь. Те люди, которые дали нам само бытие. Выше дара для нас нельзя и придумать, даже если родители не исполняли прочих своих обязанностей. Например, ушли из семьи и не воспитывали нас. Или придерживались очень авторитарного стиля воспитания. Бог также дал бытие первым людям и, по учению святых отцов, участвует своей волей в акте возникновения жизни каждого нового человека.

Бог наш со-родитель помимо отца и матери. И именно поэтому мы часто называем Его Небесным Отцом. Вот и получается, что почитание родителей увязано ещё и с почитанием Родины и почитанием Самого Бога. То есть не чтущий родителей рано или поздно начинает пренебрегать и Богом. А это расторгает связь между нами и подателем всех благ. То есть ведёт нас к смерти. Вот и получается, что даже банальный мотив выгоды, желания продлить и сделать счастливой свою жизнь, ведёт нас к почитанию родителей. Заметьте, все прочие заповеди не говорят о том, что обещает Бог при их исполнении, и только пятая заповедь гласит: «…чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». А Господь свои обещания выполняет!

Но это ещё не всё. В чём выражается наше почтение? Как минимум, в выслушивании родительского мнения. Отец и мать любят нас естественным образом. То есть склонны желать для нас самого лучшего и давать самые добрые советы. А жизненный опыт каждого из них лет на 20 -30 больше нашего. И советы отца и матери могут помочь нам взглянуть на собственные проблемы под другим углом и эффективнее их решить.

Наконец, немаловажна и добрая слава. Наш мир устроен так, что люди судят о других людях, например, о своих деловых партнёрах или коллегах, по неким зримым проявлениям их душевных качеств. Практика показывает, что бизнесмены стараются избегать сделок с партнёрами, бросившими своих детей, хулящими Бога или пренебрегающими своими родителями. Потому что следующими на очереди могут оказаться как раз они, партнёры. Так что почтение к отцу и матери может сослужить нам и в делах добрую службу.

 

Не вреди ближнему

Следующие четыре заповеди – не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – можно условно объединить в одну заповедь: «не вреди каким-либо образом другому человеку».

Не будем рассматривать все частности, а рассмотрим в качестве примера прелюбодеяние. Разрушение собственного брака ради отношений с другим человеком.

 Каин и Авель – картина

Как правило, любая семья проходит испытание бытовыми трудностями. И после периода романтических отношений супруги неизбежно раскрываются друг перед другом на более глубоком уровне, люди становятся более требовательными к спутнику жизни, работает мнимое правило «он мой/она моя могу расслабиться». Женщины зачастую перестают так же придирчиво следить за своим внешним видом, как до свадьбы. Да и переключают внимание с мужа на маленьких детей, что вызывает иногда и ревность супруга. Любые трудности начала семейной жизни могут обострить отношения супругов. Мужчины чаще первыми начинают поиск «простых» решений. Ведь любовница всегда говорит лишь приятные вещи, и всегда встречает его ухоженной и беззаботной. Вот только тот, кто впадает в такой самообман, не учитывает простого факта, что любая любовница стремится стать его супругой. И если такое произойдёт, то уже она станет более требовательной и начнёт «грузить заботами». Так стоит ли менять одно на другое?

Второй момент – это траты. Содержание сразу двух семей ведёт к увеличению расходов, к огромным потерям физической и психической энергии в попытке уделить всем толику своего времени. Также прелюбодеяние разрушает личность самого прелюбодея, который вынужден постоянно врать и притворяться, делает несчастными его супругу и детей, которые всё равно что-то чувствуют, могут повлиять и на его отношения с родственниками, друзьями и партнёрами через распространение о нём дурной славы.

Обыватель спросит: как можно сравнивать грех прелюбодеяния с убийством, воровством, лжесвидетельством? Но когда ты прелюбодействуешь, ты убиваешь любовь в своей семье, ты обкрадываешь своих детей и любимых, лжесвидетельствуешь о себе, пытаясь скрыть измену. Поэтому для вечности, для Бога, эти грехи против ближнего лежат на одной чаше весов – все они наносят вред людям. Святые отцы часто придерживаются мнения, что в очевидных грехах, таких как убийство, люди каются всю жизнь, и это покаяние приводит их к Богу. Страшны мелкие, бесчисленные, как «песок морской» грехи, которые в светском обществе и грехами-то не считаются. И вместо покаяния вызывают у человека веру в свою безупречность, приводят к гордыне, а гордым «Бог не нужен».

 

Не вреди и себе

Последняя заповедь «декалога» предостерегает нас от зависти. Если мы начинаем завидовать в чём-то другому человеку, то это ведёт нас по одному из двух путей – или к выбору причинения ущерба ближнему, чтобы получить предмет своих вожделений. Что приводит нас к описанным выше гибельным последствиям. Или же к саморазрушению вследствие острого и нереализованного желания.

Подводя итог, можно говорить о том, что заповеди Божии не запрещают нам делать что-либо. Ведь Господь не отнимает у нас свободу воли. Можно сказать, что они служат лишь вешками на дороге нашей жизни. Указателями наиболее безопасного, выгодного, простого и прямого пути в Царствие Небесное. И любое отклонение от них лишь удлиняет и усложняет наш путь. Через оставленные нам Богом заповеди мы познаём особую любовь к нам нашего Небесного Отца, который оставил человечеству столь полезные указатели. Помолимся же сегодня за самих себя и дорогих нам людей, чтобы на протяжении всей жизни нам не сбиться с заповеданного Богом пути! (Елицы)