Восточная Слобожанщина - украинская земля. Почему она не вошла в государство Украина?

На модерации Отложенный
  • <abbr class="datetime">27 июл, 2021 в 16:00</abbr>

Фото:

 

В недавно обнародованной статье президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» говорилось, что большевики по своему усмотрению устанавливали границы союзных республик, не слишком считаясь с национальным составом. И действительно, здесь с ним можно согласиться. По крайней мере, за пределами советской Украины оказалось немало украинских земель. И сейчас они находятся за пределами современной Украины, преимущественно в составе России. Одним из регионов, который сейчас находится в составе России, но который сыграл заметную роль в современном украинском нациогенезе, является Восточная Слобожанщина.

Территории Восточной Слобожанщины также известны под другими названиями. Например, под названием Острогощина - от названия Острогожского казачьего полка. Об этом регионе немало писал историк Игорь Роздобудько. Некоторые очерки об этом крае и его деятелях появлялись и на сайте Радіо Свобода.

Расположение Слободской Украины

 

 

 

 

Казацкая земля

Сейчас земли Восточной Слобожанщины в основном находятся в составе четырех областей Российской Федерации - Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской.

Во времена Украина-Руси эти территории входили в основном в состав Курского княжества, которое фактически перестало существовать после татарского нашествия Батыя. В общем это нашествие середины XIII века стала тяжелым ударом для этого региона. Здесь же появилось Рыльское удельное княжество, которое граничило со степью и подчинялось золотоордынским ханам. Проживало здесь славянское население, близкое к славянскому населению других украинских земель. Позже, после распада Золотой Орды, эти земли унаследовала Московия как часть этой бывшей империи кочевников. И все же эти земли были слабо заселенными.

Во второй половине XVII века они становятся местом активной миграции украинцев. Это было связано с восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого и дальнейшей Руины. Под влиянием военного лихолетья многие украинцы, в частности с Правобережной Украины, покидали свои дома и переселялись на восток, в том числе и на Восточную Слобожанщину, где сохранилась относительно стабильная ситуация. На этих землях сформировалось несколько казацких полков - Острогожский, Сумской, Ахтырский.

Самый восточный из них был Острогожский, который состоял из семи сотен. Основали его казаки Черниговского и Нежинского полков в 1652 году. Полковым центром стал город Острогожск (другое название - Рыбное). Сейчас Острогожск находится в составе Воронежской области. Первым руководителем этого полка стал Иван Дзиковский.

В 1670 году в Московском царстве взорвалось казацкое восстание под предводительством Степана Разина (Рази). Последний, судя по всему, по линии отца был украинцем. По крайней мере, родился в украинской станице Зимовойской на Дону. Поэтому по-своему закономерно, что Разин нашел значительную поддержку среди украинских казаков. На его стороне выступил и Острогожский полк, возглавляемый упоминавшимся полковником Дзиковским. Московская власть в Восточной Слобожанщине была на время ликвидирована.

Однако это восстание было подавлено. А мятежный полковник Дзиковский с женой Евдокией и большинством повстанцев попали в плен и были казнены. В последующие годы полковниками были люди, лояльные к московской власти, Герасим Корыбут (1671-1680), Иван Сас (1680-1693) и другие.

В XVIII веке полк возглавляли выходцы из рода Тевяшовых, о которых будет еще идти речь. В то время полк был довольно значительным и делился на 14 сотен. Однако после ликвидации российским правительством казацкого самоуправления на Слобожанщине в 1765 году полк расформировали. На его базе был создан Острогожский гусарский полк.

Что до Ахтырского казачьего полка, то он сформировался преимущественно выходцами из Правобережной Украины в 1655-1658 годах с центром в городе Ахтырка (сейчас входит в состав Сумской области). Он охватывал территорию как нынешних украинских областей (Сумской, Харьковской и Полтавской), так и Белгородской области, в составе Российской Федерации. Эта военная формация также просуществовала до времен ликвидации полкового устройства на Слобожанщине в 1765 году. А на его базе так же был создан гусарский полк.

Сумской же полк начал формироваться в 1651 году выходцами из Правобережной Украины во главе с полковником Герасимом Кондратьевым. Они и основали город Сумы. Окончательно полк оформился в конце 1658. Охватывал он преимущественно территории, которые сейчас входят в состав Украины. И все же частично его земли распространялись и на территории, ныне входящие в современную Россию. В его состав входил полковой город Суджа. Сейчас это районный центр Курской области. Сумской полк, как и другие слободские казачьи полки, был ликвидирован и преобразован в полк гусарский в 1765 году.

Основная часть населения Восточной Слобожанщины осознавала себя казаками-украинцами. Разумеется, они разговаривали на украинском языке, имели свою бытовую культуру, которая заметно отличала их от русских.

«Оглядова карта українських земель», составленная Степаном Рудницким (1917 год)

Восточная Слобожанщина - важный регион для современного украинского нациогенеза

На Восточной Слобожанщине часто бывал известный украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794 гг.). Его друзьями были белгородский епископ Иоасаф Миткевич, а также архимандрит Белгородского монастыря Гервасий Якубович. Знал Сковорода и представителей местной светской элиты. Последнему полковнику Острогожского полка Степану Тевяшову он посвятил трактат «Икона Алкивиадская» и перевод диалога Цицерона «О старости». Его же сыну Владимиру Тевяшову, - такие трактаты, как «Кольцо» и «Алфавит, или букварь мира». Стоит отметить, что указанные произведения занимают важное место в философском наследии мыслителя. То есть можем говорить, что Восточная Слобожанщина стала важным местом деятельности зрелого Сковороды.

Бывал в Восточной Слобожанщине и российский поэт-декабрист Кондратий Рылеев (1795 -1826 гг.).

Он женился на Наталье Тевяшовой, происходившей из семьи острогожских полковников. Пребывание поэта на этих территориях «заразило» его Украиной. Ряд его произведений написан на украинскую тематику. Он с сочувствием и уважением относился к освободительной борьбе украинского народа.

Восточная Слобожанщина дала нам ряд выдающихся деятелей украинской культуры. Прежде всего здесь следует назвать Николая Костомарова (1817-1885 гг.). Родился он в селе Юрасовка Острогожского уезда тогдашней Воронежской губернии. Прежде всего известен он как историк, посвятивший немало работ прошлому Украины.

Костомаров принадлежал к организаторам и активным деятелям Кирилло-Мефодиевского братства - фактически первой украинской организации политического характера. Именно у него был найден своеобразный манифест братчиков «Книга бытия украинского народа».

Также из Восточной Слобожанщины происходил известный актер Михаил Щепкин (1788-1863 гг.). Родился он в селе Красное Обоянского уезда Курского наместничества). Прежде всего его представляют как актера российского. Однако он осознавал свое украинство. Не зря Щепкин стал другом Тараса Шевченко. Также он исполнял роли в украинских спектаклях.

Дала Восточная Слобожанщина и двух представителей украинского «расстрелянного возрождения» - Костя Буревия (1888-1934 гг.) и Евгения Плужника (1898-1934 гг.). Первый родился в селе Меженка Острогожского уезда Воронежской губернии. Известен он как поэт, драматург, а также театральный и литературный критик, переводчик.

Плужник - один из самых интересных поэтов «Расстрелянного возрождения». Также известен он как драматург и переводчик. Происходил Плужник из слободы Кантемировка Богучанского уезда Воронежской губернии.

Можно назвать еще ряд имен украинских деятелей, которые происходили из Восточной Слобожанщины. Но среди них стоит выделить Никиту Хрущева (1894-1971 гг.). Родился он в селе Калиновка Дмитриевского уезда Курской губернии. Конечно, не стоит однозначно оценивать этого деятеля. И все же надо отдать ему должное: именно он сыграл важную роль в демонтаже репрессивной системы, которую создал Иосиф Сталин.

Стоит также отметить, что Хрущев все же демонстрировал свое украинство. В частности, носил рубашку-вышиванку. Можно в этом видеть некую «театральщину». Но, похоже, ее здесь было не больше, чем у наших некоторых политиков, которые сейчас любят позировать в такой же украинской национальной одежде.

Восточная Слобожанщина могла бы быть в составе Украинского государства

Если бы украинцы во время освободительной борьбы 1917-1921 годов сумели бы сформировать свою полноценное государство и сохранить его, Восточная Слобожанщина вполне могла бы войти в ее состав.

Так, в Украинскую Народную Республику вошел ряд уездов Курской губернии - Путивльский, Гайворонский, Новооскольский. То же касается некоторых уездов губернии Воронежской - Острогожского, Бирюкского, Валуйского и Богучарского.

Картографическое оформления претензий на украинскую принадлежность города Белгорода, весна 1918 года

Во времена гетмана Павла Скоропадского, кроме названных уездов Восточной Слобожанщины, к Украинскому Государству были присоединены еще такие уезды Курской губернии - Рыльский, Суджанский, Белгородский и Корочанский. Практически вся Восточная Слобожанщина оказалась в составе этого государственного образования.

Однако падение гетмана Скоропадского, приход к власти социалистической Директории привели к разрушению украинской государственности. И Восточную Слобожанщину захватили большевики. Отдавать же большую часть этих территорий созданной же ими марионеточной Украинской Социалистической Советской Республике они не захотели.

В 1926 году в Советском Союзе во время проведения переписи населения оказалось, что в ряде районов Российской Федерации, относящихся к Восточной Слобожанщине, доминировало или значительную часть составляло украинское население. Это - Глушковской и Суджанский районы Курской области; Краснояружский, Гайворонский, Борисовский, Волоконовский, Чернянский, Красногвардейский, Алексеевский, Вейделовский, Ровенский районы, а также восточная часть Шебекинского и западная часть Новооскольського районов Белгородской области; Кантемировский; Богучарский, Россошанский, Ольховский, Подгоренский, Каменский, Павловский, Петропавловский, Калачаевский, Воробьевский, Батурлиновский районы, а также южные части Острогожского, Лискинского и Новохоперского районов Воронежской области; Чертковский, Кашарский, Миллеровский, Тарасовский и частично Милютинский район Ростовской области.

Во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов в Советском Союзе проводилась политика коренизации. Поэтому большинство из названных районов Восточной Слобожанщины получили статус национальных и здесь проводилась в культурной сфере определенная украинизация.

Украинская школа в слободе Новая Сотня в Восточной Слобожанщине, РСФСР, 1933 год. Надпись на флаге - на украинском языке

Однако в 1930-х годах все это было свернуто. Началась активная русификация этих украинских земель. Со временем многие украинцы Восточной Слобожанщины «становились русскими». Поэтому процент украинского населения в этом регионе во время переписей постоянно уменьшался. Хотя все же люди, которые идентифицируют себя украинцами, здесь остаются. Так, по переписи 1989 года, в Ровенском районе Белгородской области проживало 74,6 процента украинцев.

После распада Советского Союза в Восточной Слобожанщине были определенные попытки возродить украинскую жизнь. В городе Россошь (районный центр Воронежской области) с 2001 года в течение десятилетия проводились фестивали украинской культуры.

Однако в нынешних условиях российское руководство не приветствует проявления украинства в своем государстве. Относительно украинских институтов здесь осуществляются постоянные притеснения. Поэтому, разумеется, проявления украинской жизни в Восточной Слобожанщине, как и в других украинских регионах Российской Федерации, «заглушены».

Петр Кралюк - председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины;  опубликовано в издании Радіо Свобода

«Copyright © 2018 RFE/RL, Inc. Передруковується з дозволу Радіо Вільна Європа / Радіо Свобода»