"Солдат партии"
"Солдат партии"
- Анастасия Лотарева
- Би-би-си
28 июля 2021

Николай Бондаренко втискивает свою грязноватую простецкую иномарку между блестящими машинами перед Саратовской областной думой, "запирая" разом "Лексус" и "Мерседес". "Ничего, позвонят, если нужно будет, они знают, что это моя машина, никто тут на таком кроме меня не ездит", - говорит он и достает пакет с сушками и кефиром. Депутат и, пожалуй, самый медийный российский партийный коммунист нового поколения, недавно вышел из больницы после приступа панкреатита, и теперь ему нужно есть по часам. "Меня когда привезли, врачи говорили - о, Николай, мы вас тут давно ждали, - жуя сушку, говорит Бондаренко, - правда, ставили на инфаркт!"
В кабинете фракции КПРФ в Саратовской областной думе очень тесно, пять депутатов работают за двумя столами. На шкафу стоит мегафон, Бондаренко снимает его и вешает через плечо: "А вот и наше орудие пролетариата! Когда власти пытаются заткнуть нам рот, мы не затыкаемся". Заседания местного парламента во многом усилиями Николая превращены в перформативные акции с обязательной видеофиксацией - он не расстается с палкой для селфи и смартфоном.
Бондаренко в первый раз получил всероссийскую известность после яркого спора с областным министром труда о том, что на областной прожиточный минимум в три с половиной тысячи рублей можно неплохо жить, питаясь "макарошками". Видеоролик перепалки стал вирусным, а позже Бондаренко закрепил успех, живя месяц на эту сумму и подробно фиксируя процесс в социальных сетях. В итоге депутат похудел на семь с половиной килограммов.
В светлом пустом зале думы Бондаренко показывает места боевой славы: вот его тринадцатое ("я не суеверный!") место, вот здесь, прямо перед трибуной спикера, он провел "похороны бюджета Саратовской области", возложив гвоздики на импровизированный гроб, а вот тут его попытался побить депутат от "Единой России" Дмитрий Чернышевский.
- "Лениным клянусь!" Один день с депутатом и блогером Николаем Бондаренко
В саратовском обкоме КПРФ, в отличии от областной думы, людно: толпятся пожилые люди, споро разбирая пачки с партийными газетами, они работают распространителями. Длинноволосый юноша в футболке с портретом Егора Летова о чем-то договаривается с первым секретарем Саратовского горкома Александром Анидаловым - потом он говорит мне, что сам "не член КПРФ", но регулярно ходит сюда в марксистский кружок.
Несколько человек пьют чай из кружек с портретом Бондаренко - на его сайте такая стоит 600 рублей и вполне прилично раскупается. Над всем этим довлеет сам Бондаренко: он очень быстро передвигается, много и белозубо смеется, со всеми разговаривает одновременно.
Анидалов, который всего лишь на десяток лет старше своего сопартийца, смотрит на него почти с отцовской нежностью. Я спрашиваю: "Но ведь поведение и известность Николая - это проблема, так? И договариваться о чем-то сложнее, когда такие жесткие позиции".
- С одной стороны, проблема, - мягко говорит Анидалов. - А с другой - это как посмотреть! Вот не хотят с нами о чем-то договариваться, я говорю: "Ну что ж, не хотите со мной - я вам Колю сейчас пришлю!" Его, конечно, боятся.
Центральное место обкома - прекрасно оборудованная профессиональная студия, со звукоизоляцией, техникой и двумя памятными табличками от YouTube в рамочках на стенах. Серебряная - для каналов, достигших 100 тысяч подписчиков, золотая - для каналов, достигших миллиона. Сейчас на канал Бондаренко "Дневник депутата", где он ведет трансляции с заседаний и снимает клеймящие власть ролики по актуальной повестке, подписано чуть больше полутора миллионов человек, и он продолжает расти. В феврале на Бондаренко направили жалобу, в которой обвиняли в получении доходов с использованием парламентского статуса. Сам депутат называет эти обвинения "абсурдными и политически ангажированными".
Стоя под софитами, Бондаренко рассказывает, как студентом-юристом увлекся коммунистической теорией.
- После вуза я понял, что нужно заниматься политической борьбой.
- После вуза обычно люди думают про первую работу, женитьбу и как первую тачку в кредит купить..
- А я и купил! - немедленно прерывает меня Бондаренко, - Натурально, купил кредитную тачку! У меня, правда, и сейчас кредитная…
Бондаренко работал в фирме у родственников, но его все больше перетягивала партийная работа. Я спрашиваю, каково ему было, молодому и очевидно амбициозному, приходить в партию "красных директоров" и "обком обкомычей", где заседали люди с советских времен, которую неоднократно обвиняли в договорных отношениях с властью или торговле мандатами.
"Вы знаете, когда я сюда приходил - не было ни единого человека из моих друзей, которые бы поняли мое решение, мне говорили "вот, очередной дурачок головушкой поехал", смеялись - теперь что-то не смеются, - говорит он. - Ну и да, бывало в партии по-разному, не буду говорить, что когда я пришел - мне прям все так нравилось. Но сейчас посмотрите на ребят из Пензы, посмотрите на Левченко, да в конце концов - как Дума голосует! Приведите мне антинародный закон, за который голосовали коммунисты".
Я говорю про "закон Димы Яковлева", и Бондаренко сразу заводится: "Не все так однозначно, вообще-то, как вы говорите, надо разбираться! Я перешлю вам ролики, в которых доказывается, как нашими детьми торгуют, какая вообще проблема в мире - торговля органами! Я не говорю, что нужно было его принимать в таком виде, я бы, может, и не проголосовал, но давайте уж сразу все так отрицать не будем!" Обещанные ссылки Бондаренко потом не присылает.
Депутат ведет нас прогуляться по центру Саратова - и за 20 минут прогулки к нему подходит с десяток человек. Николай терпеливо со всеми фотографируется, делая свой фирменный жест, "рот фронт", - поднятый сжатый кулак. Кто-то просит помочь с конкретной проблемой, Бондаренко говорит "пишите в директ". Все это время за нами медленно едет вишневая "Дэу", притормаживая тогда же, когда и депутат, разговаривающий с жителями.

Местные власти Бондаренко не любят персонально, но разговаривать об этом не хотят: Русская служба Би-би-си пыталась связаться с десятком видных "единороссов", все они просмотрели сообщения, но отвечать не пожелали, только бизнесмен и бывший депутат от "Единой России" Сергей Курихин (про него ходили слухи, будто он персонально спонсирует Бондаренко) ответил более определенно: "Забудьте этот телефон и больше никогда сюда не звоните".
Бондаренко связи с Курихиным отрицает и говорит, что никаких отношений у них нет и никогда не было: "Его же исключили еще из партии - так могу сказать, что КПРФ приветствует эту их внутривидовую грызню! Жрите друг друга поскорее, а мы будем делами людей заниматься".
Еще одна депутат от "Единой России" Юлия Литневская, постоянный спарринг-партнер Бондаренко в думе, тоже занимающаяся видеоблогами, внезапно соглашается подробно и даже под камеру поговорить. Бондаренко она называет "странным и лживым персонажем" и надеется разоблачить, но когда съемочная группа подъезжает к назначенному месту встречи - звонит и говорит, что интервью отменяется, у нее неожиданные дела. На вопрос, кто ей запретил говорить про Бондаренко, она записывает четыре голосовых сообщения с извинениями: "Мне никто не запретил, понимаете? Хотели как лучше, получилось как всегда. Подвела вас, понимаю, что теперь в ваших глазах Бондаренко - человек гораздо более адекватный, чем я".
"В какой-то момент я объективно, критически к себе стал подходить и думаю, что все они действительно изуродовали мое сознание", - говорит Бондаренко. Он стоит посреди Заводского, одного из самых неблагоустроенных районов Саратова, где и живет с рождения. Справа лужа, слева яма, на теплотрассе спят две кошки и один крепко выпивший человек, "Я стал мыслить радикальнее, я никогда не был таким злым и непримиримым, как сейчас. С удовольствием занимался бы каким-нибудь другим делом, но я не могу - просто посмотрите вокруг. А они ведь еще раз пенсионный возраст поднимут! Еще раз цены повысят! Чиновник говорит - бензин недооценен, он должен стоить дороже - да у меня зубы скрипят от ненависти!" - продолжает он.
Сам депутат живет в совершенно обычной квартире, по соседству с родителями. Вокруг домов дорога такая, что машина Бондаренко пару раз "садится", но он привычно ее вытаскивает на более сухое и ровное место.
Федеральные каналы пока что нашли за Бондаренко ровно два прегрешения: поход по кафе и курение кальяна. Бондаренко кается в курении кальяна, говорит - "слаб, люблю!" Но в целом утверждает, что жить под пристальным недоброжелательным вниманием ему вполне нормально, потому что скрывать нечего.
Свою ненависть Бондаренко пока готов реализовывать только в рамках закона. Он ссылается на Ленина, который говорил, что пока возможно идти легальным путем - нужно это делать.
"Возможный запрет КПРФ - это не запрет легальной борьбы. Ну, будем бороться не под эгидой КПРФ… Сейчас запрещены митинги, когда-нибудь власть запретит и выборы, когда они будут сажать за критику власти официально, когда будет уголовное преследование, тогда да, возможно мы признаем, что легальная борьба уже невозможна, в нас стреляют", - объясняет он.
- Как вы думаете, сколько у вас времени до того, как начнут стрелять?
Бондаренко смеется и не отвечает. Он собирается выдвигаться в Госдуму по округу, где баллотируется нынешний председатель Госдумы и знаковый для Саратова политик Вячеслав Володин. Получилась даже редкая в нынешние времена полемика. Володин сказал: "Нет у Бондаренко другого выхода, только ко мне в округ, только ко мне! Мужик сказал - мужик сделал!"
Володин пообещал написать письмо в адрес съезда КПРФ с настоятельной просьбой, чтобы Бондаренко пошел на выборы именно по 163-му избирательному округу. Отправил ли спикер Госдумы такое письмо или нет, неизвестно, но съезд КПРФ, проходивший 24 июня в Подмосковье, к нему не прислушался. Бондаренко выдвинули по другому округу, его основным соперником станет единоросс Андрей Воробьев, региональный координатор проекта "Локомотивы роста". Сам Бондаренко лаконично комментирует решение съезда: "Я солдат партии. Любое решение партии я исполню".
Как о решении партии он говорит и о несменяемости Геннадия Зюганова: "У нас дискуссии идут совершенно разного характера - от "первичек" до ЦК, что вы из нас "Единую Россию" делаете! Нужно будет встать у руля кому-то другому - мы этот вопрос сами решим, опираясь на волю наших участников и соратников, не сомневайтесь!"
Зюганов часто приводит в пример Николая Бондаренко, а когда того задержали на митинге 23 февраля в защиту Навального, немедленно выступил в его защиту:
- Власть настолько ошалела под напором "навальнятины", - хмуря брови, говорит Зюганов на фоне пресс-вола Госдумы, - Бодаренко Николая, который снимал один из небольших митингов, привели в очередной околоток. Я позвонил официально власти и сказал: или вы дадите отбой, или мы поднимем всю страну!"
Власть дала не отбой, а штраф, а про Навального Бондаренко высказывается осторожно, но вполне определенно: "У нас есть единый враг, несмотря на то, что мы противники и взгляды у нас антагонистические, но в борьбе мы должны быть едины и я уверен, что это неизбежно".
Бондаренко, правда, сразу же уточняет, что говорит это как "гражданин и коммунист", а не как член партии КПРФ. К Навальному в компартии отношение сложное и негативное - кроме того, что он принципиально им чужд по идеологии, Навальный играет на привычном для коммунистов "протестном" поле.
Мы возвращаемся в обком и, стоя под портретом Сталина, Николай Бондаренко говорит, что сейчас в протесте должно быть как можно меньше разногласий, главная задача - это скинуть "Единую Россию". Я спрашиваю, как он относится к Сталину:
- Вот и вы туда же! Волосы дыбом встают от того, что происходит! Власти раздали все советское наследство олигархам и друзьям президента! Народ буквально умирает от нищеты! Каждый четвертый ребенок в России за чертой бедности живет - а мы про Иосифа Виссарионовича разговаривать будем? Ну давайте, я могу подискутировать, но я не вижу в этом сейчас ни малейшего смысла!
Бондаренко читает смс от жены, говорит "Ох, е-мое!" и тянется за пакетом сушек. Он просрочил обязательный очередной прием еды, весь день бегая по городу. На сочувственный вопрос, болит ли панкреатитная поджелудочная, он отвечает: "Вообще очень болит, но душа у меня все-таки болит больше!"
Комментарии