Доступ к технологиям важнее доступа к деньгам
На модерации
Отложенный
У России есть всё, чтобы обеспечить себе цифровой суверенитет. Но для этого ей надо избавляться от влияния западных ИТ-гигантов. Такое мнение высказал в интервью «Парламентской газете» ведущий российский эксперт в сфере информационных технологий Игорь Ашманов. О том, как сохранить технологическую независимость в ИТ-сфере, – в материале profiok.com.
«Приземления» недостаточно
Фото: profiok.com
Фото: profiok.com
Недавно был принят закон о «заземлении» крупных ИТ-компаний, то есть о создании ими юридических лиц в российской юрисдикции. Это позволит своевременно налагать на них штрафы или какие-то ещё ограничения в случае нарушения ими российского законодательства. Например, при их нежелании удалить неприемлемый контент. Казалось бы, теперь всё под контролем? Игорь Ашманов убеждён, что не совсем.
По мнению эксперта, проблема лежит намного глубже, чем сугубо механический механизм контроля над действиями интернет-сервисов. Дело в том, что интересы западных ИТ-компаний в России не ограничиваются сферой экономики. Они нацелены, помимо прочего, на решение идеологических задач. Это значит, что каким бы высоким ни был штраф, он не будет влиять на генеральную линию западной компании. Ашманов объясняет: при внедрении этого механизма эксперты ориентировались на европейский опыт. Но США и Европа – союзники по НАТО, у них нет таких противоречий, как у США с Россией. Так что прямое заимствование вряд ли возможно.
Игорь Ашманов считает, что воздействовать нужно не на локальных менеджеров, возглавляющих российские представительства западных ИТ-компаний, а на кураторов, которые «прикреплены» к этим компаниям для реализации интересов американских государственных структур.
«Этих сотрудников, «прикомандированных» в том числе из Пентагона и из разведки США, за последние четыре года посадили в топ-менеджмент или совет директоров каждой большой цифровой компании», – заявил Ашманов. По его мнению, эффективность работы кураторов измеряется не выручкой компании, а влиянием, которое эта компания оказывает на население страны, в которой работает. Это означает, что куратор начнёт соблюдать требования российского законодательства только в том случае, если эффективность его работы окажется под угрозой. Поэтому, как считает Ашманов, единственный выход – замедление или блокировка сервисов, нарушающих российский закон.
Законы – совершенствовать, информацию – фильтровать
Как считает Ашманов, действующее законодательство в сфере регулирования интернета нужно серьёзно дорабатывать. Например, не так давно в России был принят закон об ответственности за публикацию фейков. Однако на практике его применить не так-то просто: по словам эксперта, под его действие не подпадает 99 процентов лжи, публикуемой в интернете.
Игорь Ашманов убеждён: цифровое пространство необходимо защищать, обеспечивать его безопасность, оберегая граждан от «информационных ядов». Причём заниматься этим должны не сами граждане, а государство. Тем более, что сами граждане нередко вообще не догадываются об угрозе, которую несёт интернет.
Рассуждает Ашманов вполне логично: наши дома оборудованы специальными приборами, исключающими возможность смертельного удара током; питьевая вода, поступающая в наши жилища, проходит через множество фильтров. Однако «фильтровать» неконтролируемый поток информации, обрушивающийся на граждан всех возрастов, никто почему-то не торопится.
Как только речь заходит о фильтрации интернет-контента, все сразу вспоминают о Китае. Действительно, в стране с начала 2000-х годов действует так называемый «золотой щит», ограничивающий китайским гражданам доступ к популярным во всём мире соцсетям, сервера которых расположены за пределами Китая. Стоит сказать, что никакой дискриминации китайские пользователи не ощущают. Всё современное и необходимое, включая аналоги всех известных социальных сетей и сервисов, у них есть: мессенджеры, не слишком пока популярная за пределами Китая оплата при помощи сканирования QR-кода, автоматическая оплата коммунальных услуг, возможность совершать покупки. Даже вся необходимая статистика по коронавирусу распространяется с помощью специального приложения, посредством которого можно, например, записаться к врачу.
На китайских смартфонах стоит собственная операционная система, что делает и без того недорогие смартфоны ещё дешевле; китайские операторы давно получили лицензию на коммерческое использование 5G. Словом, сочувствовать китайцам, пожалуй, не стоит: у них всё как минимум не хуже, чем у нас.
Стоит ли России брать пример с Китая? По мнению Ашманова, не стоит. Эксперт признаёт, что цифровым суверенитетом на сегодня обладают только США, но Китай тоже вот-вот достигнет полного импортозамещения в сфере информационных технологий. Однако ни по китайскому, ни по американскому пути России, как считает Ашманов, идти не стоит.
«Россия, Китай и Запад во главе с Америкой – это не страны, а разные цивилизации, – объясняет эксперт. – Страна определяется территорией, цивилизация — ценностями. И цифровой суверенитет должен исходить из защиты этих ценностей».
Развивать собственные технологии
Иными словами, Россия должна проложить свой путь к обеспечению цифрового суверенитета. И многое для этого у неё уже есть. По словам Ашманова, наша страна выпускает больше инженеров, чем США и Китай, в нашей стране до сих пор больше людей с высшим техническим образованием, чем где-либо в мире.
Ашманов замечает, что в США сейчас всерьёз обсуждают возможный запрет на передачу России любых технологий. По мнению эксперта, это означает «медленное технологическое удушение». Европа, где ничего своего в ИТ-сфере практически нет, будет избавлена от подобных препятствий и, возможно, со временем попытается опередить Россию в сфере технологий. Важно быть к этому готовыми. «Сегодня доступ к технологиям намного важнее, чем доступ к деньгам», – подчёркивает Ашманов.
Эксперт считает, что спешный перевод всего государственного управления «в цифру» происходит несколько преждевременно, поскольку у России нет своего оборудования и необходимого программного обеспечения. Вернее, кое-что, конечно, есть, а в чём-то мы даже лидируем. Скажем, защитить критически важную инфраструктуру от киберугроз нам вполне под силу. Скорее всего, мы сможем противостоять целенаправленным атакам на государственные системы управления данными.
«Но в России практически не производятся собственные маршрутизаторы, смартфоны, процессоры, ПК, модемы, – напоминает Ашманов. – Это оставляет нас в статусе цифровой колонии».
И самое, пожалуй, неприятное: наш интернет до сих пор критически зависим от американцев. Доменные имена, сертификаты шифрования, резервные копии серверов первого уровня находятся в Америке. Так что теоретически Россию можно лишить всего этого за пару дней. И вот тогда, как предупреждает Ашманов, начнутся большие проблемы.
Есть ли выход? На лекции для руководителей российских оборонных предприятий, которые проходят повышение квалификации в ИНЭС (спецкурс «Стратегическое управление» – прим. profiok.com) Игорь Станиславович подробно останавливался на этом вопросе. По его мнению, цифровую повестку нам, к сожалению, активно навязывают и вынуждают нас заимствовать чужие технологии вместо того, чтобы вдумчиво разрабатывать свои. Получается опасно и неэффективно: во-первых, дорого, во-вторых, без каких-либо гарантий. «Чтобы вырваться из цифровой колонизации, надо создавать свои продукты», – сформулировал Ашманов «рецепт» независимости. Как бы ни подогревалась в информационном пространстве тема нашего технологического отставания, не следует впадать в панику и срочно внедрять чужие продукты. У нас есть всё необходимое, чтобы создать свои. Ашманов даже предлагал в своё время создать в сфере технологий институт генеральных конструкторов – по аналогии с тем, как это сделано сейчас в оборонно-промышленном комплексе. Жаль только, что мы по-прежнему радуемся заморским инвесторам, которые, как несложно догадаться, приходят вовсе не для того, чтобы обеспечить России лидерство и процветание.
Избегать «цифровой дискриминации»
Известная история: при попытке вызвать такси с дорогого айфона цена в интернет-агрегаторе будет выше, чем для того, кто делает это с разбитого смартфона пятилетней давности. По словам Ашманова, ценовая дискриминация устроена куда сложнее: рекламные системы собирают персональные данные граждан, заполняют их цифровые профили, отслеживают платежеспособность. Человеку, которого пометили как платежеспособного, товары и услуги будут обходиться гораздо дороже.
«Нужен запрет на принятие автоматических решений о людях без участия человека», – считает Ашманов.
Фото: profiok.com
Фото: profiok.com
Стоит сказать, что «цифра» вообще открывает простор для дискриминации граждан. Достаточно вспомнить странный и неприятный эксперимент по ограничению прав граждан в зависимости от наличия у них QR-кода. Правомерность введения подобных ограничений в принципе вызывает сомнения. А уж в условиях, когда стопроцентную защиту персональных данных никто и нигде гарантировать не может, вариантов дискриминации возникает бесконечное множество.
Что будет, если в сеть утекут данные, связанные с состоянием здоровья граждан, их семейных обстоятельствах, родственных связях, маршрутах перемещения, круге общения и так далее? Не возникнет ли соблазна, например, у работодателя использовать подобные сведения при найме на работу? Сколько будет стоить страховка здоровья, если страховой компании будет известно о хронических болезнях всех родственников человека? Как граждане будут разбираться с возможной утратой цифровой идентичности? Что станут делать, если хакеры украдут их биометрические данные? Вопросы можно задавать бесконечно, только вот ответить на них пока некому.
Игорь Ашманов и его коллеги готовят проект документа под названием «Концепция защиты прав человека в цифровом пространстве», он будет готов к началу августа. Надеемся, экспертам удастся добиться, чтобы его приняли во внимание.
Пока же цифровые гиганты – кстати, не только заокеанские, но и наши, родные – активно педалируют тему скорейшей оцифровки всего и вся и внедрения «цифры» во все сферы нашей жизни. Что ж, их можно понять: их интересы продиктованы потребностями бизнеса.
Может быть, всё же не спешить с внедрением технологий, заимствованных у наших «заклятых друзей», и бросить все силы на создание собственных? Вопрос, к сожалению, риторический. Русь со свойственным ей азартом уже понеслась, не разбирая дороги. Куда? Не даёт ответа. Если чего-то не происходит, значит, это кому-нибудь нужно?
Ютуб-канал "ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ": https://www.youtube.com/channel/UCV2bY0Rc3Hx1tHd1eSTC6iw
Комментарии
А сейчас этот мудак, хочет чтобы слушал только Соловьиный помет и Путинскую ЛОЖЬ.
------------------------------------
Может это... все дело в вашем окружении?
При этом, понятно желание программистов немного поработать за бюджетные деньги. Гейтс, Джобс сорвали куш - чем наши программисты хуже?
Англосаксы готовы предоставлять свои программы, но хотят за это большую цену - постоянно угрожают лишить чего-нибудь простым нажатием клавиши.
Если пойти не поводу наших программистов, то можно опять скатиться на уровень "осаждённой крепости" - оформить запреты на всё, как это было в СССР.
Заниматься своими программами нужно, но, как я это понимаю, всё же лучше искать способы использования американской способности внедрять идеи и доводить их до буквально каждого мельчайшего потребителя. В России такого уровня внедрения добиться трудно уже в силу её расположения на планете. Внедрили же производство хороших автомобилей?
---------------------------------
Так-то оно так! Но не было бы у США денег, чтобы скупать по миру мозги, о каких бы американских технологиях шла речь?
Все катаклизмы мировые,
На том нехило разжирев
Их баксы стали золотые
Вот так немножечко пожила,
Затем прикинув к пальцу нос,
Станок печатный запустила,
А золото свезла в Форт-Нокс
И ошалев с такого чуда,
Мошну набив под самый жвак,
Грозя угрозой хрен откуда,
Взялась насаживать бардак
Кроме того, экономика не должна обескровливаться вывозом 75% получаемой прибыли за бугор в пользу "иностранных инвесторов".