Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

Нацгвардія України / wikipedia.org

Украинский парламент 15 июля утвердил отставку с поста министра МВД одной из самых одиозных фигур Майдана, войны на Донбассе, борьбы с инакомыслием на Украине и человека, который неразрывно ассоциируется с созданием националистических батальонов — Арсена Авакова.

Что же изменит его отставка, исчезнут ли неприкасаемые националистические организации с улиц, а их силовые отряды с фронта? Может ли отставка Авакова быть шагом западных хозяев по приведению Украины в более-менее цивилизованный вид, или это просто внутреннее событие, которое не изменит общего направления развития страны?

Для начала необходимо разобраться что из себя представляют ультраправые движения на Украине. К началу Майдана Украина подошла, не имея крупных организаций ультраправых. Молодежное крыло партии «Свобода»* (украинская националистическая партия «Свобода»* признана экстремистской и запрещена на территории Крыма) было популярно лишь в Западных регионах. Так называемые «старые националисты» — представители организаций позднего СССР, вроде РУХ (входят в партию «Свобода»*, запрещенную на территории РФ) и прочих выглядели достаточно убого, особенно для молодежи, несмотря на поддержку украинской диаспоры и стабильное получение финансирования из-за рубежа.

Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

Пресс-служба МВД Украины / mvs.gov.ua

Группировки скинхедов, вроде «Белого Молота»* (организация-сооснователь «Правого сектора»*, признана экстремистской и запрещенной на территории РФ) и «Патриотов Украины»* (организация, запрещенная на территории РФ) не имели лидера, Билецкий на тот момент отбывал срок заключения, да и выглядели слишком маргинально для среднего избирателя. Поэтому на Майдане появился «Правый сектор»* (организация, признанная экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ) — как временное объединение ультраправых. Самостоятельно ли правые украинские националисты смогли найти общий язык со скинхедами из Харькова, с учетом той идеологической пропасти, которая их разделяет?

Скорее всего нет, но в этот момент среди других «кураторов» силовых отрядов Майдана начинает все чаще звучать имя Авакова, который представлял там «Харьковский клан», и под чьим началом в Харькове существовали неонацистские организации. Непосредственным командиром этой разношерстной массы же на тот момент стал Дмитрий Ярош, очень удачно имевший свой малочисленный, но прошедший подготовку и слаженный отряд, сам выходец из организации «Тризуб»* («Тризуб им. Степана Бандеры» — организация, признанная экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ), имеющей поддержку и украинской диаспоры в Америке, и благосклонность западных спецслужб, и украинского СБУ.

Окончание Майдана и начало войны очень быстро закончило формирование украинского ультраправого движения в его нынешнем виде. Созданные олигархами на базе ультраправых отрядов майдана, разбавленные просто криминалитетом и наемниками батальоны «Донбасс»*, «Айдар»*, «Днепр»* (организации, запрещенные на территории РФ и признанные экстремистскими) и многие другие — были достаточно быстро отобраны у создателей и либо распущены, либо полностью переформированы и включены в состав силовых ведомств.

Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

Арсен Аваков / facebook.com

Неприкосновенными остались отряды Яроша, которые, несмотря на громкие заявления украинского руководства о том, что кроме силовиков на фронте никого не останется, все еще там находятся, и не скрывают этого.

В частности, одна из самых крупных баз находится под Авдеевкой. Сохранили они и разветвленную, хотя и не очень массовую систему подразделений внутри страны.

И при этом все силовые ведомства и политики Украины, активно разгонявшие маргиналов Семенченко (батальон «Донбасс») или Кохановского (батальон ОУН — признан экстремистским и запрещен на территории РФ) в упор не замечают отряды Ярошевского УДА (выходцы из «Правого сектора», организация, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ). В этот момент украинский политикум поражает коллективная слепота, которая, судя по всему, происходит из района здания СБУ. В котором в свою очередь один из этажей полностью занимают представители США.

Но самый крупный взлет ожидал подразделения Авакова. Под его покровительством после Майдана из тюрьмы был срочно выпущен Билецкий, который вместе со своими уличными неонацистами сначала отказался вступать к Ярошу в его отряды. И все предрекали на этом окончание истории харьковских скинхедов.

Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

Леонид Андросов / Новостное агентство «Харьков»

Но они вместе с Аваковым быстро организовались и активно подавляли «русскую весну» в Харькове. Потом также быстро на основе «Мизантропик Дивижн» (признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), «Белого молота» и «Патриотов Украины» создали батальон «Азов» (запрещен на территории РФ). Этот батальон своей откровенно неонацистской символикой становился предметом крупных скандалов, и даже слушаний в Конгрессе США. Но даже вмешательство Вашингтона не смогло помешать пути наверх подопечных Авакова.

Избежав практически всех самых опасных мест и крупных поражений, откровенно игнорируя «европейскую идеологию» подопечные Авакова продолжали расти, став полком специального назначения МВД, с собственной системой не ведомственного отбора и подготовки личного состава, сетью детских лагерей и подшефных школ, политической партией и молодежным движением. Постепенно практически монополизировав ультраправую уличную, а потом и всю публичную политику на Украине.

Аваков и его нацбатальоны: как Билецкий получил Мариуполь, и к чему готовиться Украине

/ Федеральное агентство новостей

Изначально считалось, что бывшие полицейские в составе Азова контролируют скинхедов и на самом деле управляют огромной силой. Но позднее, когда, судя по всему в ходе договоренностей между Аваковым и Билецким, последний получил Мариуполь, как свою «вотчину» — стало ясно, что бывшие скинхеды выросли. Однако, до последнего момента общий контроль Авакова сохранялся, он все же, в отличие от Билецкого «рукопожатный политик», может и от суда спрятать своих подопечных. И, в известных пределах, от гнева американского и немецкого посольства прикрыть. Как после истории с установленными связями между западными белыми супрематистами и организациями Азова.

И вот теперь остался главный вопрос. Станет ли уход Авакова концом его детища? Скорее всего нет. Пока на Западной Украине идеологи пытались строить на грани приемлемости в Европе, этнический национализм, пока Ярош играл в свои игры со спецслужбами, Аваков и Билецкий выстроили по-настоящему серьезную организацию. Она сильнее любого нынешнего конкурента и в силовом, и в криминальном, и в политическом, и в финансовом смыслах. И даже если украинский политикум решит ее уничтожить, то сделать это он не способен.

Но вот сохранит ли ушедший с поста министра Аваков контроль над своими бывшими подчиненными, или же они окончательно переросли его, и больше в нем нуждаться не будут, покажет только время.