О "новой Библии" Михайлова

На модерации Отложенный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительные замечания

                           к «новой Библии Михайлова»

 

               / которые необходимо сделать до её публикации /

 

 

 

1.  «Мы «заблудились в трёх-четырёх соснах»…

 

2.  Мы все пока неудачники, мы – лузеры!

 

3.    Правят нами менялы…

 

4.    О Сильном Разуме…

 

5.    Новые реалии – новые основания…

 

6.    Закат «иудео-христианства»…

 

7.    О Неложной Вере…

 

8.    О «новой Библии» Михайлова…

 

9.    «Уход в себя», но правильно…

 

10.   Мы проглядели суть «толстовства»…

 

11.   Есть лишь одно Чудо, одна Тайна…

 

12.   Две главные черты Человека…

 

13.   Три «отряда» неблагоразумных…

 

14.   «Ахиллесова пята» Христианства…

 

15.    У нас есть две возможности…

 

 

           

 

 

       1.  «Мы «заблудились в трёх-четырёх соснах»…

 

        Можно сказать, что человек и человечество «заплутали ныне

в трёх-четырёх соснах».

  «Три сосны – это Вера, Религия, Бог, четвёртая – Разум».

 

    Сначала о «четвёртой сосне» – Разуме.

    Мы уже давно, не менее века имеем на Земле Сильный Разум.

    Однако строим свою жизнь – и индивида и общества на основе прежнего «слабого разума». «Под тяжестью масс» и по инерции.

    Можно указать несколько (пять основных) этапов и моментов «крепчания» нашего разума за последнюю половину тысячелетия.

    И наверно на пороге последнего из пяти мы сейчас находимся, не

решаясь переступить этот порог.

    Порог этот можно условно обозначить так – «новая Библия»!

 

    Теперь о «трёх первых соснах».

    Насчёт Веры всё ясно: человек без неё никак жить и быть не может.

    Не может без всех трёх основных «разновидностей веры».

    Без веры «с маленькой буквы» (бытовой, повседневной), «со средней буквы» (концептуальной – убеждения), но главное, без «веры с большой буквы» – Веры Религиозной, где ответы на «проклятые вопросы».

    Это, собственно, «приговор человеку»: иначе он не человек, а нечто иное. И тогда «у него нет шансов» стать Человеком.

 

    Насчёт Религии. Раз без Веры человеку быть не должно, то, видимо,

и без Религии тоже. Но институты Религии, на уровнях и индивидуума

и социума претерпят в ближайшем будущем существенные изменения.

    Гораздо большие, чем наблюдались раньше.

    Видение и понимание Религии в уже ближайшем будущем изменится минимум наполовину. Это будет отдельный большой разговор.

 

    И теперь о Боге. Он точно уже не сохранится в прежнем облике.

    Это прежде всего коснётся Отца Небесного. Вскоре он может быть «объявлен идолом» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Ведь нас не удивляет, что мы неоднократно в истории человечества меняли прежних богов на новых. Правда, каждый раз не сразу, с трудом.

    Но «взрывные» 20-ый и 21-ый века потребуют от нас теперь быстрых и решительных действий. Иначе нам грозит нечто ужасное.

    Лучше всего было бы осуществить Христианство вполне: явить его

в основной и наверно изначальной сути – Человек есть Бог.

    А это значит – Третий Рим, но Третий Рим на всей Земле.

 

 

 

   

   2.  Мы все пока неудачники, мы – лузеры!

 

    Про всех нас, без исключения, ныне можно сказать только

одно: мы – неудачники. Для этого есть модное слово с  Запада, но применимое более всего к нему самому: лузеры, мы – лузеры!

 

    Нам ведь дано величайшее Чудо Природы – Разум!

    Не кто-то другой, не что-то другое, а сама великая Природа родила

это чудо – Человека и Разум, и подарила его нам, ещё неразумным.

    В этом наша беда, все наши несчастья и замкнутый круг, из которого никак пока мы не можем вырваться.

 

    И кто-то хорошо видит, знает это, и потому «благополучно» этим пользуется в недостойных и поганых своих целях, оскорбляя при

этом и Человека и Разум. Но прежде всего оскорбляя себя самого.

 

    Давно уже есть величайшая мысль: «Человек – это звучит гордо»!!!

    Но нет же: в своей худшей части, в своей слабости и на потребу менялам (они разменяли и это!), мы все вместе громко и дружно кричим: «Человек – это звучит горько! Человек – дрянь, он червь»!

 

    Давайте разберёмся наконец, а человек ли это кричит? Может быть, это «недочеловек»? Но не будем оскорблять себя так, а скажем мягко: кричит это – «предчеловек».

    Вот где и когда понятно наше негодование «сверхчеловеком Ницше» (ещё и употреблённом так неудачно, фашистами).

    Но Ницше совсем иное имел в виду – Величие Человека!

 

     Именно «предчеловек» правит пока бал на Земле!

     В результате элита у нас кто? Мудрецы, полные Благородного Духа, как в античной Древней Греции?

    Да нет, элитой у нас числятся менялы-толстосумы, «бильдерберги». Мы, неудачники, чтим их как «самых мудрых мудрецов». А почему?

 

    Да потому, что у нас «сбой по фазе».

    Сильный Разум на Земле уже есть, а мы продолжаем жить, строить жизнь, и свою и общую, «по законам и понятиям слабого разума»!

    Всё необходимое для Неложной Веры и для призвания Живого Бога

у нас уже есть, а мы молимся «мёртвым богам», идолам!

 

 

 

                                                                                                                                                                         

    3.  Правят нами менялы

 

    Нами правят менялы. Да, да, те самые менялы из Святого Храма в Иерусалиме, которых в гневе (явленном лишь однажды, - это ведь грех!) разогнал Иисус Христос.

    Как могло произойти, что именно они нами правят? И почему это происходит с нами до сих пор?

 

    А вот так: Сильный Разум и Живой Бог уже давно (века!) совсем рядом, а мы, слепые, не видим это, «не замечаем в упор».

    Взамен мы предпочитаем жить пока с разумом слабым и по-прежнему молимся идолам. И главный идол у нас теперь – Отец Небесный.

 

    А Живой Бог – это Человек!

    Человек как феномен Природы, созданный ею, и никем более.

    А затем подаренный нам, повторю, неразумным пока.

    Но надо понимать, что подаренный не безвозмездно: мы должны оправдать этот подарок, быть достойным его!

    Иначе нас ждёт расплата, ведь так?

 

    2000 лет назад нам уже сказано было это.

    На Землю явился тот, кто сказал: «Человек, пойми, Ты – Человек»!

    Ты не растение или животное, ты не червь, ты не «тварь дрожащая»

и неразумная, Ты – Человек!

    Увы! Нам не хватило 2000 лет, чтобы осознать это, осознать в достаточной мере, вполне. Чтобы не поставить себя в такие условия на Земле, в какие мы себя теперь поставили.

 

    Но ещё не поздно! Пока! Не поздно всё это осознать и всю нашу дальнейшую жизнь повернуть в необходимое русло. Только так.

    И только так поступить было бы благоразумно.

    Если конечно снова кто-нибудь «из очень мудрых» заинтересованных менял не «объяснит» нам, что это неправильно, опасно и потому плохо.

    Правильно, скажет он, двигаться и далее так, как раньше, к пропасти!

 

    Уже многие столетия у нас есть мысль – Гуманизм!

    Однако, увы, эта мысль не стала у нас Религией, не затронула Душу

и Сердце человека. Эта мысль у нас теперь мертва.

    Потому мы и сами живы теперь лишь наполовину.

    Но у нас есть ещё шанс призвать наконец на Землю сначала человека, человека живого, а затем и Человека, который звучит гордо!

 

 

 

 

 

   4.  О Сильном Разуме

 

    Укажем пять этапов, моментов становления Сильного Разума.

В истории Нового Времени, ранее – касаться не будем. А о признаках

его и сущностной характеристике разговор отдельный.

 

    Первый. «Земля не стоит на трёх китах».

    Человек осознал, что Земля не на китах, слонах или черепахе, а вращается вокруг Солнца (15-17 вв. н.э.).

    Это связано у нас с именами Н.Коперника, Г.Галилея и др.

 

    Второй. Явление «субъективного идеализма».

    Человек осознал: вполне возможно, что никакой единой и общей «реальности» нет, а бытие – это лишь то, что воспринимается нами, каждым из нас в отдельности.

    А «картина мира», затем общая для нас, является «непростой суммой восприятий всего и вся каждого из нас» (1-ая половина 18 века).

    Это у нас связывается с именем Дж.Беркли и др.

 

    Третий. Возникновение «эволюционной теории».

    Благодаря ей мы узнали, что мир создан не кем-то когда-то одномоментно, а создаётся с течением времени постепенно – эволюционно. Затем пришло и представление, что в этом развитии «правят бал» флуктуации, вероятности, бифуркации, статистика и т.п. 

    Это у нас связано с именем Ч.Дарвина и др.

 

    Четвёртый. 20-ый век: он буквально «взорвал наше сознание»!

    Трудно перечислить все новации и открытия в этом плане.

    Наиболее «выпуклые» из них – теория относительности, квантовость, осознание проблемы прибора-измерения (неинвазивного измерения нет). В философии, искусстве это – модернизм, особенно экзистенциализм, постмодернизм и т.п.

    Имён здесь огромное множество.

   

    Пятый. Этот этап мы ещё не реализовали (не осуществили вполне).

    Его надо связать с тем, что условно можно назвать «новой Библией». 

    Она творится нами вместе, не очень заметно уже многие столетия.

    Тут нам придётся «вывернуть наше сознание на изнанку».

    Одно заметим здесь: о «новой Библии» возможен разговор лишь в рамках «религиозной мысли», а «не в поле теологии» других доктрин.

 

 

 

 

 

 

   5.  Новые реалии – новые основания

 

    На Земле сегодня совершенно иные реалии, чем были ещё недавно.

    Лишь очень ленивый, - а таков сейчас Запад, - не хочет видеть их.

 

    По большому счёту новых реалий две:

    1/  «победа» цивилизации – культуры города (при росте населения новая хозяйственная деятельность и демография – т.н. глобализм);

    2/  окрепший (до иного уровня развития) человеческий разум.

    Это не слишком неожиданный результат. Потому давно вызревала мысль «о новом основании всего и вся у человека».

 

    Прежде всего об устроении нашей жизни.

    И прежде об устроении «жизни с самим собой», на индивидуальном уровне, а не на уровне социума.

    Надо понимать, что первым занята более религия, вторым политика, государство, право и т.д.

    Переустроить «жизнь с самим собой», может быть, не легче, чем переустраивать социум. Но зато, переустроив её, мы сможем намного облегчить ситуацию в обществе, ставшую донельзя напряжённой.

 

    Правильное (сообразно новым реалиям), успешное устроение «жизни

с самим собой, в себе», может обусловить и определить успешное устроение жизни и в обществе. Причём, при удаче легко и быстро.

 

    Вспомните войны и революции на протяжении 20-го века.

    И будет ясно, что «дёргали мы не за ту верёвочку».

    Наверно жертвы и потери тогда были бы совсем иные.    

    Мы долго «пребывали в социумных баталиях», оставляя при этом

по инерции неизменными религиозные мировоззрения. Прежде всего, как устраивать «свою жизнь внутри себя»: Западу вообще это чуждо.

 

    Всё определилось тем, кто были нашими духовными поводырями.

    Нам не давали знать, что мы обладаем уже Сильным Разумом: нам внушали, что разум у нас слабый. А слабый разум, естественно, был не

в состоянии на принципиально иное «устроение жизни с самим собой».

 

    И только «новая Библия» смогла бы вывести нас на иной уровень.

    Но, увы, этого до сих пор не случилось.

 

 

 

 

 

 

6.   Закат «иудео-христианства»

 

    Теперь, по прошествии 2000 лет от Р.Х., мы с трудом распознаём,

что же собой в настоящее время представляет Христианство.

 

    Иудаизм, Ислам – понятно. Православие – тоже более-менее...

    А что такое Западное Христианство? Ведь оно правит миром ныне.

    Оказывается, что это какой-то весьма уродливый конгломерат, загадочно именуемый «иудео-христианством»!

    Не удивительно, что и мир вслед за этим полон уродства.

 

    «Прописавшись» на Западе, иудео-христианство «диктует» ныне

своё мутное мировоззрение всем. Но при этом оно само находится в глубочайшем кризисе. Положение дел у него весьма и весьма плачевно.

    Это видно почти невооружённым глазом.    

 

    Будучи по замыслу своему достаточно человеческими, Иудаизм,

Христианство и Ислам никак не могут обеспечить торжество подлинно человеческого на Земле ныне, - и это мы видим воочию.

    Долгие упорные попытки «скрестить» иудео-христианство с разными восточными вероучениями также терпят пока неудачу.

 

    Мы с Михайловым считаем, что никакого Христианства на Западе теперь нет, и уже давно, минимум 3-4 столетия, а то и более.

    Теперь на Западе в лучшем случае под видом Христианства «правит бал», «процветает» Иудаизм (в превращённых формах), - а то и не лучшие формы язычества. И местами присутствует Ислам.

 

    На первый взгляд Иудаизм и Ислам враждебны друг другу, но в основной и глубинной сути – это близнецы-братья, и отличия у них только внешние.

А страны Ислама, увы, «застряли ныне в 15-ом веке».

    И если бы не было живым до сих пор в наших краях Православие, то неизвестно, можно ли было тогда увидеть истинную картину Запада.

 

    Хотя и о Православии, его состоянии ныне, в особенности, о состоянии Церкви, можно сказать немало критического, - но это отдельная тема.

 

    Если с авраамическими религиями всё так плохо, то где же тогда ответ, спросите вы. Мы как раз и пытаемся найти его.

 

 

 

 

 

   7.  О Неложной Вере

 

    Есть, может и должна быть на Земле Подлинная Вера.

    Это Вера в торжество Человека и его Разума!

 

    Она пока ещё очень мала, как любое недавно родившееся существо,

и потому невидима. Но будем верить, что это существо подрастёт.

    И у неё наверняка великое будущее!

 

    Бог – Человек!

    Этой Вере нет альтернативы: ведь она уже от Сильного Разума.

    А не от «разума слабого», древнего и ветхого.

 

    И это без сомнения Религиозная Вера – Религия. Способная окормлять религиозное сознание человека современного и человека будущего.

    Ведь не религиозного человека, по-видимому, быть не может и не

должно, - иначе человек ли это?

 

    Хотя на счёт религии это вопрос лишь термина. А суть тут проста:

надо сохранить всё самое хорошее, значимое для нас, нашей жизни и бытия. Необходимо удержать всё высокое, благоразумное, утончённое и т.п., другими словами, подлинно человеческое, а значит и божественное.

 

    Религиозное сознание, где «живые Душа и Сердце», у нас ещё дышит.

    И мы должны, просто обязаны воспользоваться, пожалуй, последней возможностью, чтобы его сохранить, развить и преумножить.

    Ибо оно у нас долго уже подвергается «нападению мертвечины».

 

    Может, хватит, наконец, «химер креационизма», «дурных чудес», «жирных попов» и очевидных обманов. Причём, обманываться более расположены мы сами, чем кто-то обманывает нас.

    Хватит «пустых приходов» да слепо и фанатично верующих.

 

    Нам, возможно, в итоге не нужна будет никакая церковь.

    Церковь – это прежде всего Сам Человек, с его Духом и Разумом.

    То, что мы называем Храмами, пусть станут музеями. Историческими памятниками нашему прежнему, несовершенному в прошлом сознанию.

    Химеры «слабого разума» должны отпустить нас, наши души, и уйти

в небытие, в историю, в прошлое.

    И это не атеистический «взгляд на вещи», а Новая Вера.

 

 

 

 

 

    8.  О «новой Библии» Михайлова

 

    Согласно Михайлову, каждый может творить как Свою

«новую Библию», так и Общую. Творя все вместе Общую, мы

можем совершенствовать её долго, бесконечно.

 

    Основной смысл «новой Библии»  – разорвать те цепи, что сковали нас настолько, что «мы не можем даже пошевелиться».

    Это «цепи» – «слабого разума», слабого сознания, слабой психики. 

    А также, - что важнее всего, - нам надо вырваться из «цепких лап» ложных верований, религий, мировоззрений, убеждений.

 

    Это не так просто: сначала надо этого захотеть.

    Однако если появится твёрдое желание, то придётся, что называется, буквально «выпрыгнуть из себя, из прежнего своего сознания».

    По Михайлову основой его Веры являются:

           Человек-Бог («человекобожие»);

«Новая Библия» («новобиблеизм»);

 Третий Адам («третьеадамие»).

    Подробно об этом в его 12-и книгах «тела н.Б.» и в 28-и посланиях «оболочки» её. А теперь кратко содержание его Веры.

 

    Для всех нас (вместе):

 

                    Вера в Человека как Бога – Человек есть Бог!

      Имеется в виду Человек прежде всего как феномен Природы.

                              А Человек тождественен Разуму!

       Человеческому Разуму, а не какому-либо иному, и имеется

       в виду «разум в широком смысле»: Рацио «плюс» Иррацио,

   где Рацио – «инструментальная» Мысль,

       Иррацио – Чувство, Воля, Вера и т.п.

 

     Для каждого из нас (в отдельности):

 

          В «индивидуумной жизни» («жизни в себе, с самим собой»):

          а/.  Верить кому? А «никому, окромя себе»! Верь духу своему!

                    б/.  Верить во что? В Единый Дух (но Дух наш, человеческий

       и от Сильного Разума)! А свой дух тогда – часть Единого!

          В «социумной жизни» («жизни в обществе, с людьми»):

                «непротивление злу насилием» (как основа этой жизни)!

 

   

 

 

 

   9.  «Уход в себя», но правильно

 

    Это «уход в себя с тремя особенностями»:

1.    По-новому, а не по-старому.

2.    По-хорошему, а не по-плохому.

3.    Более «по-европейски», чем «по-азиатски»

(то есть по западному типу, а не дальне-восточному).

    Как именно и как конкретно осуществлять такой «уход в себя», детально описано в «новой Библии» Михайлова.

    Надо лишь осознать, и осознать вполне, что у нас есть удивительная возможность – «жизнь человека в самом себе, с самим собой».

 

    А это ныне «совсем не известно, не понятно» «великому» Западу.

    Христианский принцип «непротивления злу насилием», усиленный Львом Толстым, это лишь «социумное приложение или дополнение» к главному, «индивидуумному» – «жизни человека в себе, с самим собой»!

 

    Уже много столетий Запад вроде бы исповедует Христианство.

    В котором «чёрным по белому записано»: не отвечай злом на зло, не отвечай насилием на насилие.   

   Чтобы понять ценность и важность «принципа не мщения», надо лишь его сопоставить с «рядом лежащим»: «Око за око, зуб за зуб»!

 

    Последнего, как мы знаем, «не чураются» Иудаизм и Ислам.

    Приверженцы этих учений могут возражать этому. Однако мы знаем: не так важно, как «записано»,- важно то, что есть на деле, в практике.

    Как ни странно, но и Христианство теперь, провозглашающее «не воинственность и не мщение», на деле часто придерживается обратного.

   

    Скажут, вы недооцениваете действенность Христианства. Подумайте, мол, что было бы, если б его не было. Возможно. Но это всё равно, что чесать левой рукой правое ухо. Вспомните хотя бы попов, окропляющих и оружие, и воинов, - и всё это во славу Христа!

 

    Потому впору подумать, что вместо христианских, проводятся иные принципы. В особенности это постыдно для Запада, правящему сегодня всем миром и кичащегося своей праведностью.

    Увы, это принципы и Иудаизма и Ислама. Но не надо однако думать, что они плохи «сами по себе» и «прежде всего для себя». Будем верить, что эти две великие религии способны впитать в себя и лучшее.

 

 

 

 

 

 

 

   10.  Мы «проглядели» суть «толстовства»

 

    То, что мы это «проглядели» – не слишком удивительно.

    Если первое из двух тысячелетий Христианство работало, и неплохо, то второе, - например, согласно Джону Рёскину, - уже вряд ли.

    То есть получается, что вообще Новое время в истории, а затем

и три буржуазные революции, т.н. великие, сначала «тормознули Христианство», а затем и «добили его окончательно».

 

    Мы уже говорили: на Западе, который вроде является «колыбелью Христианства», теперь Христианства нет, и нет давно.

    Это только кажется, что оно есть, что оно «работает».

    Запад нас в этом настойчиво убеждает, дабы скрыть истинное положение вещей. Вместо него на Западе т.н. иудео-христианство.

    В действительности же это Иудаизм или того хуже – язычество не в лучших его формах.

 

    Если наша догадка о подлинной сути «толстовства» верна, то как

раз тогда был момент (около столетия назад), который знаменовал или

призыв к решительному пересмотру Христианства, или его конец.

    Поскольку это так важно (даже предположительно), уточним, в чём

же то не увиденное нами, что содержалось в учении Льва Толстого.

 

    Это довольно просто.

    Хотя осознать, о чём идёт речь, а уж тем более «принять это враз»

для инерционного сознания нелегко. Обычно подобное принимается лишь только начиная со второй стадии – «в этом что-то есть».

 

    Толстой говорит: есть два вопроса – кому верить и во что верить.

Его ответ на 1-ый вопрос. «Никому, только себе: верь Духу Своему»!

Его ответ на 2-ой вопрос. «Верь в Дух Человеческий, ибо он Един для всех нас. А потому в нём мы все будем соединены и будем заедино»!

    Таковым виделся ему модус «жизни человека в себе, с самим собой» (то есть «на уровне индивида»).

    И как «необходимое приложение» к этому, закономерно является модус «жизни человека в социуме, с людьми». Это хорошо известное

нам и вполне христианское – «непротивление злу насилием».

    Вот полная и подлинная суть «толстовства»!

 

 

 

 

 

10а.  Мы «проглядели» суть «толстовства»

 

Кинофильм «Отец Сергий»

по мотивам одноименного рассказа-повести Льва Толстого.

 

Посвящён 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого

Пр-во студии «Мосфильм», Первое творческое объединение, 1978 г.

Сценарий и постановка Игоря Таланкина

В гл. роли, Отца Сергия (князя С.Касатского) – Сергей Бондарчук

 

Назовём его «эпизодом на пароме» (первый в самом начале фильма, сразу после титров), длиной в фильме всего 2 минуты:  3:10 – 5:10.

Этот эпизод, видимо, венчает повествование всей истории.

 

Четыре действующих лица в эпизоде:

1. Человек в тулупе, по виду – купец (Ю.Назаров).

2. Дедушка, сидящий, по виду – крестьянин-странник (И.Лапиков).

3. Третье лицо, по виду – дворянин (актёр – не разглядеть, кто).

4. Отец Сергий, князь Степан Касатский (С.Бондарчук).

 

Опишу этот эпизод, как я его понимаю.

 

Во время переправы на пароме раздаётся колокольный звон.

Все, за исключением одного старика, встают, снимают шапки и встав лицом к звону, молятся. Он же остаётся сидеть и не думает молиться.

 

Купец: «А ты чего ж не молишься, старый? Аль не крещёный»?

Странник: «Кому молиться-то»?

Купец: «Известно, кому, Богу».

Странник: «А ты покажи мне, и-где он, Бог-то».

Купец: «И-где. Известно, на небе».

Странник: «А ты был там»?

Купец: «Ну был, не был, а все знают: Богу молиться надо»!

Странник: «Бога никто-же не видел нигде-же.

Единородный Сын Сущий в недре отчем он явил».

 

Купец: «Ты, видать, нехристь, а? Дырник? Дыре молишься-то»?

Небольшая пауза…

 

Дворянин: «А ты какой веры, дедушка»?

 

 

 

 

 

Странник: «Никакой веры у меня нет, - потому никому-никому я не верю,… окроме себе»! (Эту фразу вряд ли можно понимать как атеизм.

И потом, в начале 19-го века атеистов у нас «днём с огнём было не сыскать» - Ю.Л.).

Дворянин: «Да как же себе верить, можно ошибиться».

Странник: «Ни в жисть»!

Дворянин: «Отчего же тогда разные веры есть»?

Странник: «Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. Всякая вера одна: себя восхваляет! Вот и расползлись, как кутята слепые.

Вер много, а Дух – един! И в тебе, и во мне, и в нём!

Значит… верь всяк Своему Духу!

Вот и будут все соединены, будь всяк сам по себе! И все будут за едино»!

 

Дворянин: «А Царя признаёте»?

Странник: «А чего ж не признавать. Он сам себе царь. И я сам себе царь»!

 

Отец Сергий: Сидит молча, слушая всё это. На лице его появляется выражение понимания, невозможности возразить услышанному (надо ещё учесть все духовные мытарства его жизни, долгое служение Царю, Отечеству, Богу, людям).

 

То, что у меня в разговоре на пароме выделено (из уст странника), как раз и составляет, на мой взгляд, ту суть веры Л.Толстого, что мы не разглядели у него вполне.

 

И это я хочу соотнести с сутью трёх основных положений «новой Библии» Михайлова.

1. Человекобожие (Человек есть Бог!), но понимаемое по-новому, а не так, как мы его понимаем ныне, - и человек имеется в иду прежде всего как феномен Природы, но не только, а как и конкретная личность (но в этом случае только в потенциале).

2. Новобиблеизм («новая Библия», частично в дополнение, а частично  вместо прежней – Старого и Нового Заветов) как «свод положений о природе вещей: прежде всего о человеке и обществе.

 

 

 

 

 

3. Третьеадамие (Третий Адам – это пока более воображаемый, - но  «встречается уже» и реальный человек, - тот, который Устремлён Быть Богом, признающий положение – «Человек есть Бог» и необходимость «новой Библии».

 

Так вот, «формула Л.Толстова и толстовства» – «Верь Только Себе» и одновременно означающая Веру в Единый Дух (но человеческий, т.к. сказано – Своему Духу!) по сути своей является превращённой формой Веры в Человека как Бога по Михайлову!!! То есть обе эти «формулы» совпадают полностью!

 

Обратите внимание ещё и на важное дополнение к этой картине, в ответе старика-странника (кстати, весьма важно, что он наверно крестьянин!) на вопрос о признании Царя!

Ответ этот укрепляет нас в уверенности, что мы понимаем, скорее всего, верно и всю «формулу», или доктрину Веры, в целом!

 

Но есть одна любопытнейшая догадка.

Когда Л.Н.Толстой пришёл к такой «формуле» устроения «жизни человека с самим собой, или в себе, или внутри себя», то есть, понимания и устроения жизни, условно говоря,  на индивидуальном уровне, то оставался всё же ещё один вопрос.

Как устроить жизнь человека на т.н. социумном уровне, то есть как вести себя человеку уже прямо или непосредственно в обществе?

 

И Л.Толстой нашёл гениальный ответ – «непротивление злу насилием».

На первый взгляд это даже банальный ответ, вроде бы он один из известных.

Но гениальный он потому, что собой он «обеспечивал», причём успешно, «главную жизнь человека» – «жизнь в себе или с самим собой»!!!

Я даже смею предположить, что не будь решена им главная задача – как устроить «жизнь в себе», то возможно, что не было бы и совсем «изобретения» «непротивления злу насилием».

 

Всё это вместе является гениальным прозрением Л.Толстого (уже более ста лет тому назад). Важным подтверждением его Михайловым (похоже, независимым, а потому вдвойне ценным).

Вместе они выступают как указание нам на наиболее совершенный, а потому и наиболее желательный образ жизни. На основной принцип устроения её и таким образом – «указанием пути человека в будущее»!!!