Правящая партия Турции заявила об улучшении отношений с Израилем

 

После многих лет напряженных отношений Эрдогана заявил, что появилась «основа» для роста торговли и туризма, что было бы «беспроигрышным» для обеих стран.

Израиль и Турция договорились работать над улучшением своих натянутых отношений. 

 

Пресс-секретарь правящей партии  Челик сказал, что Турция хотела бы обсудить палестинскую ситуацию с Израилем и что такие области, как рост торговли и туризма, будут «беспроигрышным вариантом» для обеих сторон.

 

Более десяти лет между Израилем и Турцией сохраняются непростые отношения, и за последние несколько лет отношения значительно ухудшились.

Но, несмотря на публичные размолвки между Эрдоганом и бывшим премьер-министром Биньямином Нетаниягу, Анкара и Иерусалим продолжали поддерживать связи в ряде областей, включая туризм и торговлю.

 

В телефонном разговоре в понедельник Эрдоган поздравил Герцога с присягой на его новой должности президента на прошлой неделе и отметил важность отношений между двумя странами для региональной стабильности.

«Президенты подчеркнули в своем обращении, что связи между Израилем и Турцией имеют большое значение для безопасности и стабильности на Ближнем Востоке.

Существует большой потенциал для сотрудничества между странами во многих областях, в частности, в области энергетики, туризма и технологий», — говорится в заявлении Израиля.

 

В отчете также говорилось, что Герцог и Эрдоган подчеркнули «огромную важность поддержания контактов и непрерывного диалога, несмотря на разногласия во мнениях, с целью сделать позитивные шаги в направлении решения израильско-палестинского конфликта, что также будет способствовать улучшению израильско-турецким отношениям».

Озвученный Турцией призыв в значительной степени отражал мнение Израиля, хотя в нем отмечался призыв Эрдогана к израильско-палестинскому конфликту «урегулировать через двухгосударственное, прочное и всеобъемлющее решение в рамках резолюций ООН».

 

В последние месяцы появились сигналы о сдвиге из Турции. Эрдоган заявил, что, несмотря на их многочисленные расхождения во мнениях, «наше сердце желает, чтобы мы могли улучшить наши отношения с Израилем».

 

Большая часть напряженности связана с Газой и поддержкой Турцией террористической группировки ХАМАС, которая управляет этим сектором.

У Эрдогана также были очень натянутые отношения с бывшим премьер-министром Нетаниягу, поскольку эти двое регулярно публично обвиняли друг друга в том, что они «террористы или убийцы геноцида».

 

Аналитики предполагают, что Эрдоган хочет выслужиться перед новым президентом США Джо Байденом, который занял более жесткую позицию по отношению к Турции, чем его предшественник, и с одобрением воспримет, что Анкара займет более умеренный тон в отношении Израиля.

 

СМИ: почему Махмуд Аббас помогает Израилю и Турции наладить отношения? Как выяснилось, человек, устроивший телефонный разговор между президентом Ицхаком Герцогом и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, был не кто иной, как глава ПА Махмуд Аббас.

 

Параллельно с нащупыванием путей к нормализации с Израилем, Турция с начала года вела интенсивные переговоры о восстановлении отношений с Египтом.

Связи были разорваны на фоне ядовитой критики Эрдоганом президента ас-Сиси с момента захвата им власти в июле 2013 года и смещения ставленника «Братьев-мусульман» Мухаммеда Мурси.

Тем самым Эрдоган подорвал стремление Турции построить свой экономический плацдарм в Египте для проникновения далее в Африку.

 

Отношения между двумя странами достигли тревожно низкого уровня, когда Турция подписала соглашение о разделе экономических вод с Ливией, тем самым пытаясь вбить морской клин между газовыми месторождениями Египта и Европы, противостоя Греции, Кипру и странам ЕС, которые угрожают ввести санкции против Анкары.

 

В ответ Египет, Греция, Кипр, ОАЭ и Израиль учредили Восточно-Средиземноморский газовый форум, который стремится построить газопровод, по которому израильский и египетский газ будет транспортироваться через Грецию в Италию по всей Европе.

 

Через своих представителей Эрдоган пытался убедить Израиль выйти из этого форума и присоединиться к Турции,  отмечая, что транспортировка газа через Турцию будет дешевле.

12 июля канцелярия Эрдогана объявила, что президенты Турции и Израиля обсуждали сотрудничество «в области энергетики, туризма и технологий».

Энергетика, то есть сотрудничество в области газа – это вопрос, который интересует Эрдогана, и ему ясно, что без восстановления отношений с Израилем его там не будут слушать.

 

Но даже когда будет назначен посол Турции, он обнаружит, что правительство Нафтали Беннета по-прежнему привержено официальным и неофициальным соглашениям, заключенным с Египтом, Грецией и Кипром.

 

Он также увидит, что стремление Эрдогана выступить посредником в израильско-палестинском конфликте не стоит в израильской повестке дня, главным образом потому, что, как сказал министр иностранных дел Яир Лапид, мирный процесс страдает от «политической невозможности» его осуществления в данное время.

 

Однако правительству Беннета нельзя  отказываться от возможности укрепления отношений с Турцией. Это – региональная держава, обладающая важными форпостами влияния в Ираке, Катаре, Ливии и Центральной Азии, и, несмотря на хорошие отношения с Ираном, она не является его государством-сателлитом.

Если в беседе Эрдогана и Герцога возник положительный импульс, его надо использовать до тех пор, пока формальные отношения не вступят в силу.

 

Судя по их первым шагам в области внешней политики, можно сделать вывод, что Беннет и Лапид не удовлетворятся только поддержанием текущих отношений со странами региона, но захотят исправить ущерб, нанесенный бывшим премьер-министром Биньямином Нетаниягу.

Свидетельством этого стала встреча Беннета и короля Иордании Абдаллы II, решение о поставке дополнительных 50 миллионов кубометров воды в Иорданию, укрепление военного сотрудничества между двумя странами и не такое уж рядовое событие – встреча Лапида с министром иностранных дел Египта Самехом Шукри.

 

Все это закладывает основу для новой атмосферы, которая также зиждется на признании в регионе того факта, что новое правительство уже улучшило отношения с администрацией США,  по сравнению со своим предшественником.

Через два часа после приведения к присяге на посту премьер-министра Беннет получил первый телефонный звонок с поздравлением – от президента США Джо Байдена. Нетаниягу он не звонил примерно месяц после того, как стал президентом.