Украина - самый крупный и катастрофический провал Путина за все 20 лет

Путин снова выпустил статью об Украине. Под своим ли авторством или над нетленным произведением трудились "негры", не так важно, как то, зачем  он вообще в который раз обратился к этой теме.

Украина - самый крупный и катастрофический провал Путина за все 20 лет его бездарного правления. Несмотря на то, что все 20 лет - это череда просчетов и провалов, разбрасывание мин для будущих поколений, которые будут вынуждены либо подрываться на них, либо все-таки как-то разминировать, Украина даже в этой череде - крупнейший провал из всех. Преступника всегда тянет на место преступления, так что в определенной мере психологически Путин ничем не удивил. Но есть и еще один момент.

Стараниями пропаганды создано два мифа о правлении Путина - да, со всем остальным у него, конечно, не так чтобы хорошо, но он умиротворил Чечню и вернул Крым. Оба тезиса не то чтобы лживы, но имеют абсолютно противоположное значение тому, что им приписывают.

Я много раз говорил о том, что базовое противоречие России - это противоречие между центром и регионами. Оно носит естественный характер и совершенно не зависит от того режима, который сегодня управляет страной. Это же противоречие было и у СССР, который в цивилизационном смысле и был Россией. И именно это противоречие в итоге его разорвало.

Распад России, который по факту уже происходил в начале девяностых годов на инерционных процессах распада Союза, был преодолен несколько парадоксальным договором о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами России. Парадоксальным на первый взгляд, но единственно верным в содержательном смысле. Никто в здравом уме не строит в сейсмоопасных районах монолитные сооружения. Зато строители прекрасно способны возводить небоскребы, обладающие подвижностью частей друг относительно друга, что и обеспечивает устойчивость конструкции в целом. Унитарное государство при наличии сильного противоречия между центром и регионами - это монолит у подножия вулкана. Рано или поздно, но вулкан проснется...

Переход к реальной федерализации - это и есть решение базового противоречия. При всех претензиях к периоду Ельцина он сумел понять, в каком направлении требуется идти, чтобы сохранить имеющееся. Конечно, один только договор сам по себе не мог создать федеративную Россию, но он открыл путь к ней.

Чечня - это как раз реакция системы на опоздание с федерализацией. Сейчас уже известно, что Дудаев был готов на единое пространство с Москвой - но в особом статусе. Что в рамках федерации было вполне достижимо. Но опоздание с этим пониманием и привело к первой чеченской войне, когда момент был упущен. Вообще, "правильное решение, принятое с опозданием, всегда является ошибкой" © Ли Якокка. И в отношении Чечни Москва, безусловно, серьезнейшим образом запоздала.

Однако в рамках именно федеративного устройства рано или поздно, но Грозный и Москва пришли бы к общему знаменателю. Или не пришли - но это сейчас обсуждать нет ни малейшего смысла. Так как любое устойчивое решение должно базироваться на непреложном условии - механизме разрешения базового российского противоречия.

Федерализации.

Путин уничтожил Россию, как федерацию, вернувшись к неработающей унитарной модели. И заново перезапустил базовое противоречие. В рамках унитарного государства включение Чечни в состав России по итогам второй чеченской вообще никак не разрешило противоречие между Грозным и Москвой, а лишь отложило его. В сознании российского населения Чечня так и не стала российским регионом. В массовом сознании есть Россия и есть Чечня. Просто сегодня мы платим дань Чечне не выкупом угнанных в плен, а напрямую из бюджета. Вот и вся разница. По факту же в Чечне создано свое собственное государство с армией и отдельной от Кремля властью, и рано или поздно, но это снова будет формализовано. Я и не собираюсь давать такому положению дел оценку, я его просто констатирую. Пока Кремль платит дань - всё остаётся по прежнему. Когда поток дани прекратится - мы снова войдем в тот же самый сюжет, прекращение которого и приписывают Путину в качестве его победы.

Вообще, еще тогда было уже понятно, что стиль Путина - не фиксировать результат, а оставлять все проблемы в подвешенном состоянии. Украина - не исключение, а подтверждающий это правило пример.

Бесконечное возвращение Путина к украинской теме говорит лишь о том, что даже его микроскопического интеллекта хватает, чтобы осознать катастрофичность его политики на украинском направлении. Ключевое достижение - "возвращение" Крыма - таковым не является и не может являться. Хотя бы потому, что шансов зафиксировать это "приобретение" не существует. Из всех возможных сценариев решения реально существовавшей крымской проблемы Путин выбрал наиболее идиотский и заведомо неприемлемый со всех точек зрения.


Хитрость в том, что даже после того, что понатворил Путин с Крымом (и Донбассом, конечно) все равно существует путь решения этих проблем, минимально болезненный и для них, и для России, и для Украины. Не безболезненный - нет, увы, что-то придется отрывать буквально с кровью. Тут такого уже наворочено, что лечение будет тяжелым и непростым. Но путь есть.  Проблема как обычно упирается в базовый вопрос - государство для людей или люди для государства.


Вместо того, чтобы дать оценку своей политике, Путин в статье снова начинает нести пургу про братские народы, об историческом единстве и тому подобной чуши. Неспособность фиксировать убытки - ключевая особенность российского режима. Он не может признать свои провалы ни в чем, а значит - будет продолжать политику, ведущую к катастрофе. Впрочем, возможно, это даже неплохо. Когда шпана ведет себя именно как шпана - то есть, тупо и предсказуемо - это всегда хорошо. Гораздо хуже, когда бандиты умные. Тогда у них есть шанс. А в формате "как есть" он, к счастью, нулевой. И рано или поздно, но власть бандитов закончится.

В этом смысле статья Путина очень даже хороша и полезна. Она демонстрирует главное - эти неспособны учиться на ошибках. Умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих. Полный кретин не учится ни на каких. И это - самый важный вывод из путинского бумагомарания.