Бонапрат Наполеон: 18 брюмера
На модерации
Отложенный
Наполеон Бонапарт: 15 августа 1769 года - 5 мая 1821 года.
Конец французской революции
18-19 брюмера VIII года Республики (9-10 ноября 1799 года) во Франции произошёл государственный переворот, в результате которого была лишена власти Директория, и было создано новое временное правительство во главе с тремя консулами — Наполеоном, Роже Дюко и Сийесом. Это событие считается концом Великой французской революции (1789 – 1799).
Ранним утром 9 ноября к особняку на улице Шантарен (дому Наполеона Бонапарта) стали съезжаться высшие офицеры французских вооруженных сил. Среди них были полководцы, имена которых знала вся Франция: Моро, Макдональд, Бернадотт, Лефевр и др. Почти одновременно в Тюльири был собран Совет старейшин (французская верхняя палата законодательного собрания) под председательством Лемерсье. Совет был собран под влиянием слухов о якобы подготовленном якобинском заговоре, их распустил лидер умеренно-республиканской партии, директор Сийес. Он разработал свой собственный проект государственного устройства и вступил в союз с Наполеоном.
На собрании Совета депутат Корне рассказал о «грозном заговоре якобинцев», затем Ренье предложил принять декрет о перенесение законодательного корпуса в Сен-Клу и о назначении популярного в обществе генерала Бонапарта командующим гарнизоном Парижа и округа. Бонапарт получил право принять все меры, которые необходимы для безопасности республики, всем гражданам предписывалось оказывать ему помощь при первом требовании с его стороны. К народу Совет старейшин должен был обратиться с особым манифестом, в котором декретированные меры были оправданы необходимостью усмирить людей, стремящихся к тирании и тем обеспечить внутренний мир во Франции. Непосвященные в заговор депутаты были застигнуты врасплох и не стали возражать. Предложения Ренье были приняты единодушно.
В 8 часов утра к дому Наполеона прибыла карета, и официальные представители Совета торжественно вручили генералу высокие полномочия. Собравшимся высшим офицерам было объявлено, что Бонапарт принимает верховное командование. Бонапарт со своей блестящей свитой прибыл к Тюильрийскому дворцу, где генералов ожидали заранее стянутые туда полки. Всё шло гладко и легко. Не удалось только привлечь к заговору большинство членов Директории. Президент Директории Гойе проявил сообразительность и не прибыл к Наполеону, поспешив к Мулену, а затем вместе с ним к Баррасу (он был соучастником заговора, но в итоге оказался в числе проигравших).
Во дворце Наполеон Бонапарт произнёс перед Советом краткую речь. Он подчеркнул свою верность республиканским принципам. Двое директоров - Сийес и Роже-Дюко, по предварительному уговору, подали в отставку и открыто поддержали движение. Баррас, оказавшись без поддержки и всеми покинутый, убедившись, что игра проиграна, без возражений подписал заранее подготовленный и принесённый Талейраном текст заявления об отставке. Остальные два директора - Гойе и Мулен были взяты под стражу и также сложили свои полномочия. В результате существовавшая в то время исполнительная власть была уничтожена. Директория прекратила своё существование. Бонапарт приказал верным ему генералам занять все важные объекты столицы: Ланну был поручен Тюильри, Мюрату – Бурбонский дворец, Мармону – Версаль и т. д.
Совет старейшин и Совет пятисот (нижняя палата французского законодательного собрания) должны были 19 брюмера собраться в Сен-Клу. В 12 часов дня обе палаты законодательного собрания собрались в Сен-Клу, Совет старейшин — в одной из зал дворца, совет пятисот — в оранжерее. За сутки, прошедшие с начала событий, депутаты «протрезвели» и стали задавать вопросы. Почему распущена Директория? О каком заговоре идёт речь? Зачем Наполеону предоставлены столь высокие полномочия? В каждом из советов было немало участников заговора.
Так, Советом пятисот руководил Лусьен Бонапарт. Но им не удавалось взять руководство в свои руки и завершить переворот. Наоборот, среди депутатов крепла решимость, особенно в Совете пятисот, где преобладали якобинцы, изменить ход событий. Они предложили возобновить поголовную присягу на верность конституции III года.
Бонапарт, Сийес и их приближенные в это время располагались в просторных кабинетах первого этажа дворца в Сен-Клу, ожидая победных известий. Однако сообщения были неутешительны. Депутаты не спешили сформировать новое правительство и выражали сомнения по поводу необходимости и даже законности принятых вчера чрезвычайных решений. События неожиданно стали принимать опасный оттенок. Генерал Ожеро даже посоветовал Бонапарту поскорее сложить свои полномочия. В случае поражения Бонапарту и его сторонникам грозила смертная казнь.
Бонапарт, потеряв терпение, и прошёл в зал заседания Совета старейшин. Ему предоставили слово, и он произнес длинную речь, в которой повторял, что он не диктатор, не Цезарь, и не Кромвель, что он служит только Республике. Бонапарта прервали и стали требовать точных сведений о заговоре, доказательств, имен. Наполеон уходил от прямых ответов, только назвал Барраса и Мулена как зачинщиков. Это только усилило сомнения депутатов. Ничего не добившись, генерал покинул зал заседаний и вошёл в зал, где заседал Совет пятисот. Здесь его встретили намного хуже. Депутаты кричали: «Долой диктатора!», «Вне закона его!» и т. п. Наполеон был окружен разъярённой толпой, растерялся, его толкали, рвали одежду, и фактически его спас генерал Лефевр, который с возгласом: «Спасем нашего генерала!», приказал гренадерам вывести Наполеона из зала.
Мюрат, сохранивший полное присутствие духа, предлагал действовать жестко, по-солдатски. Наполеон сомневался, не мог ни на что решиться. Некоторое время он находился в состоянии растерянности. Ряды его сторонников быстро редели. Поражение было близким.
К вечеру, которая ситуация стала критической, к Наполеону вернулась его обычная энергичность. Он вместе с Мюратом и Люсьеном стал объезжать войска и выкрикивал, что его хотели убить, что в Совете пятисот собрались заговорщики. Солдаты сочувственно встретили его речи и Бонапарт подал Мюрату знак. Отряд гренадер с барабанным боем под началом Мюрата и Леклерка двинулся в зал заседаний Совета пятисот. Распахнув двери, Мюрат крикнул: «Вышвырните всю эту свору вон!» Среди депутатов не оказалось героев, они не оказали сопротивления, и зал быстро был очищен.
Переворот был завершен – законодательное собрание (Совет старейшин и Совет пятисот) были вычеркнуты из истории. Часть депутатов солдаты снова загнали в зал и они под диктовку приняли постановление о создании временной консульской комиссии в составе Бонапарта, Сийеса и Роже Дюко и двух комиссий, на которые возложили обязанность подготовить конституционные законы. На стенах зданий расклеивали объявления, составленные министром полиции Фуше, которые извещали горожан о произошедших важных событиях. В объявлениях парижанам сообщили, что генерал Бонапарт разоблачил контрреволюционный заговор в Совете пятисот, что на него было совершено покушение, но генерал спасен и законодательный корпус принял все меры для утверждения «триумфа и славы Республики».
Переворот 18-19 брюмера не встретил сопротивления ни власти, ни политических сил, ни народа. Наполеон Бонапарт фактически просто взял власть в свои руки. «Последние якобинцы» были разочарованы политикой Директории и не собирались защищать убийц Робеспьера и Бабефа, коррупционеров и спекулянтов, которые наживались на нужде народа. Они не хотели сражаться за такую власть. Они просто ушли в сторону, сохранив нейтралитет. Небольшая часть даже поддержала сторонников Наполеона. Народ также остался «безмолвным зрителем». Режим Директории полностью сгнил и закономерно рухнул, не оказав практически никакого сопротивления. Некоторые директоры сами приняли участи в перевороте, рассчитывая извлечь из него выгоды.
Комментарии