Россияне получили возможность «раздеть» в суде Facebook, YouTube и Twitter
Подписанный Путиным закон теперь позволит жителям России защищать себя в наших судах от произвола зарубежных интернет-гигантов.
Владельцы зарубежных интернет-сервисов, суточная аудитория которых превышает 500 тысяч пользователей из России, с 1 января 2022 года будут обязаны открыть филиалы, представительства или учредить отдельные юридические лица в Российской Федерации.
Соответствующий закон №236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» был подписан президентом Владимиром Путиным. Это означает, что транснациональные интернет-гиганты наконец-то станут выполнять требования российского законодательства — либо будут вынуждены уйти из России.
Означает ли это «закрытие интернета»? Или речь идет просто о первом шаге к уравниванию иностранных, в первую очередь американских, компаний с другими участниками всемирной сети? Об этом — в материале ФАН
.
«Приземление» гигантов
Под требования нового российского закона пока попали 20 интернет-компаний. Это социальные сети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube, Twitch, мессенджеры и почтовые клиенты WhatsApp, Telegram, Viber, Gmail, поисковые системы Google и Bing, хостинг-провайдеры Amazon, Digital Ocean, Cloudfire и GoDaddy, онлайн-магазины AliExpress, Ikea и Iherb, а также сервис онлайн-энциклопедии «Википедия».
Новый закон обязывает все эти компании «приземлить» свой российский сегмент в нашей стране удобным им способом — либо путем открытия филиала или представительства, либо с помощью создания отдельного юридического лица в Российской Федерации.
Требования к такому представительству международной компании детально прописаны в статье 7 упомянутого закона, которая, в частности, определяет, что представительство осуществляет:
«1) прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций к юридическому лицу, осуществляющему деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, исполнение решений судов, решений (требований) государственных органов Российской Федерации, принятых в отношении такого иностранного лица.
2) представление интересов иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в судах».

Такое положение нового закона создает совершенно иную юридическую реальность, в которой поведение и политика интернет-гигантов ставятся на территории России в принципиально иные рамки.
Напомним, как они «работали» со своими российскими пользователями еще в недавнем прошлом. При первом же заходе на их сайты вы нажимали неприметную галочку «Ознакомлен с правилами предоставления сервиса», за которой скрывались несколько десятков страниц убористого юридического текста. В нем содержалась масса отсылок к сложным и достаточно противоречивым американским законам, а местом судебного разбирательства обычно числились какие-нибудь штат Нью-Йорк или Калифорния.
Понятно, что в такой ситуации любые «разборки» с интернет-гигантами для простых пользователей были практически бесполезными. Обычных, неискушенных в юриспруденции и сложном американском праве людей ставили в позицию бессловесных «терпил», которые не имели ровно никаких шансов отстоять свою правду в абстрактных судах где-то за океаном.
Интернет-гиганты охотно пользовались таким непробиваемым преимуществом, устраивая «зачистку» неугодных им пользователей по всем миру.
Что там говорить, если Twitter, Amazon и Facebook безнаказанно отключили от сети даже бывшего президента США Дональда Трампа, когда его высказывания стали для них неугодными. Причем, что показательно, это сошло им с рук — потери были чисто репутационными.
Теперь же «властителям сети» придется дважды задуматься перед тем, как идти на конфликт с любым из российских клиентов — будь то с компанией или отдельным гражданином России.
Так как это будет выглядеть?

Судиться с Facebook? Легко!
Начнем с того, что теперь, согласно первому пункту статьи 7 нового закона, российские пользователи иностранных сетей имеют право использовать такую форму общения с ними, как официальное обращение. В России практику обращений граждан регулирует специальный законодательный акт — федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Многие считают, что этот закон определяет только обращения граждан в государственные или муниципальные органы власти в России, но это не так. Российские суды неоднократно подчеркивали, что опираясь на положения этого закона и на ст. 33 Конституции РФ, отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе российской публичной власти. А соответствующие гарантии могут быть отдельно установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Это мы и видим на примере опубликованного закона. Российские власти прямо вменяют интернет-компаниям вести ответственную работу с обращениями граждан, а не заниматься отписками вроде «Ваша жалоба рассмотрена, идите-ка вы в бан еще на месяц». Причем отвертеться от работы с обращениями «хозяевам интернета» никак не получится: федеральный закон регламентирует в этом процессе массу формальностей, начиная с регистрации обращений и заканчивая сроками на ответ по существу и ответственностью компании за его содержание.
Однако еще более болезненным для Facebook, Twitter или Google выглядит второй пункт, а именно — закрепленный в законе примат российского судебного процесса в случае, если российские истцы привлекут интернет-гигантов в качестве ответчиков. Можно сколько угодно шутить о «басманном» правосудии, но к этой юридической практике пришли уже во всем мире, видя бесполезность другого, «калифорнийского» правосудия, которое раз за разом просто игнорировало иски пользователей со всего мира к сетевым монстрам из США.

Теперь, в случае подачи иска в суд, юристам американских компаний придется ехать в Сызрань, Магадан, Омск, Краснодар или Туруханск, чтобы представлять интересы своих работодателей в суде. И судиться с пользователями уже по российским законам, равно как и возмещать ущерб от своих действий, если таковые будут признаны российским судом незаконными.
Опять-таки, никакого «велосипеда» тут не изобретено: российская практика в основном копирует, например, европейскую, по которой только Google получил от Еврокомиссии уже более 8 млрд евро штрафов. Причем последний крупный штраф «главному поисковику мира» был назначен Брюсселем не далее как в июле 2019 года.
Свои права в интернете можно и нужно защищать. И теперь Российская Федерация дала своим гражданам и всем жителям страны реальную возможность эффективно добиваться такой защиты — в досудебном или судебном порядке. Так что, Марк Цукерберг, готовься раскошелиться!
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И, конечно, спецрейсами Аэрофлота.
Всё просто.
Закон - с целью получения режимом возможности блокировки неугодного контента и всеобъемлющей цензуры, в условиях силового подавления тотальной оппозиционности населения, на подконтрольных территориях.
Кто их замениет?
Комментарий удален модератором