Недоступный детсад.

На модерации Отложенный

Родители, дети которых не могут попасть в дошкольные заведения, провели голодовку по всей стране

Седьмая общероссийская голодовка матерей, чьи дети не имеют возможности попасть в детские сады, состоялась в минувшие выходные. В протестном «Родительском дне» приняли участие 147 человек из 29 реги­онов и 47 населенных пунктов России.
Проблема с обеспечением ребятишек детскими садиками в нашей стране – острейшая, и это несмотря на серьезный демографический кризис и катастрофическое  падение рождаемости. В последние три-четыре года рождаемость, правда, несколько повысилась. Государственная власть ставит это в заслугу своей продуманной демографической политике.
Но на поверку многочисленные обещания и посулы для большинства оборачиваются совершенно безвыходным положением. По официальным данным, в России 2 млн дошкольников, не обеспеченных детскими садами.  А 5 млн ребятишек, которые в дошкольные учреждения все-таки попали, ожидает «уплотнение».

Чтобы защитить права граждан, в том числе и маленьких, было создано общественное движение «Российским детям – доступное дошкольное образование» (РДДО). Это движение и стало инициатором данной, а также предшествовавших акций протеста.
Главные требования: прекратить уплотнение в детсадах, привести предельную наполняемость групп в соответствии с санитарными нормами; в течение двух лет обеспечить всех нуждающихся местами в детских садах, на этот период предоставить им компенсации по оплате коммерческих детских учреждений; зарплаты воспитателей и нянечек – не ниже средней по региону; отправить в отставку главного санитарного врача Геннадия Онищенко и министра образования и науки Андрея Фурсенко. Что касается Фурсенко, здесь родители малышей абсолютно солидарны с родителями школьников, учителями, студентами, преподавателей вузов. Ибо проводимые ведомством Фурсенко так называемые реформы неизменно губительны для всех сфер образования: от дошкольного до послевузовского. А Геннадий Онищенко попал в его компанию за одобрение того самого «уплотнения», когда ограничение на численность детсадовской группы (не более 20 человек) было фактически снято.
Во Владивостоке с 20 по 23 мая голодало десять человек. В воскресенье состоялся пикет, в котором участвовали молодые матери с детьми. Властям города направлено требование: до 1 июля предоставить путевки в детский сад. Если никакой реакции не будет, женщины готовы начать бессрочную акцию, установив на центральной площади палаточный городок. Иначе, как говорят, участницы голодовки, власти будут думать, что все в порядке.
Мэр Владивостока Игорь Пушкарев признает, что городу не хватает 50 детских садов. Однако, по его мнению, для решения проблемы делается многое: «С 2008 года во Владивостоке было создано дополнительно 2,29 тысячи мест, что равносильно 14 детским садам. Впервые за последние 15 лет мы ввели в строй новое учреждение дошкольного образования на 240 мест. В настоящее время мы реконструируем два садика: на Узбекской, 15 и Борисенко, 20, строим два самых современных сада в Снеговой пади и уже заложили фундамент третьего. Помимо этого мы уже вернули в собственность города 7 детских садов».
Да вот только у родителей своя статистика. «Мой ребенок 456-й в очереди на сад, а на этот год наш район выделил около 130 путевок. Никто не может ответить, будет ли в следующем году место в садике», – говорит участница акции.
Тридцать жительниц Екатеринбурга и Первоуральска приняли участие в родительской голодовке протеста. Одни из них голодали дома, другие – в помещении Свердловского обкома КПРФ.

С их точки зрения, ситуация с обеспечением детскими садами в Свердловской области плачевная. Местные же руководители считают, что все не так плохо. «Планы 2010 года мы выполнили. Свыше 13 тысяч мест в детских садах было введено в прошлом году», – утверждает замминистра общего и профессионального образования области Андрей Ефимов.
Но голодавшим женщинам от таких отчетов не легче. Как рассказала «Новому региону» участница голодовки Анна Гашкова, ее четырехлетняя дочь стоит на очереди в детский сад с 2007 года, то есть всю свою жизнь. Сейчас ее место в очереди 319-е, на текущий год в районе, где они проживают, выделено только 14 мест: «Я уже понимаю, что если ничего не изменится, мой ребенок вряд ли попадет в детский сад до школы».
Вот и приходится, чтобы добиться каких-либо изменений, идти на крайние меры. И.о. начальника управления образования
администрации Екатеринбурга Игорь Бурдаков сообщил, что сторонние структуры занимают здания более 200 бывших детских садов. Среди этих «сторонних» – ФСБ, УВД. Госнаркоконтроль. Съезжать они, несмотря на разосланные уведомления, не собираются, говорят, что «некуда». Вот и получается, что коммерческие структуры и «силовые ведомства» функционируют за счет детей, а государство уплотняет самих малышей: это дешевле и проще.
Одна из екатеринбургских чиновниц, по существу, обвинила голодавших женщин в неблагодарности. По ее словам, Конституция не гарантирует каждому ребенку уход и присмотр в течение всего дня, так что «муниципалитет берет на себя гораздо большие обязательства, предоставляя мамам возможность оставлять ребенка в детском саду на целый рабочий день». Неудивительно, что матери из Екатеринбурга обратились к президенту Медведеву, неоднократно ратовавшему за повышение рождаемости с интернет-посланием: «Мы – мамы из Екатеринбурга голодаем третий день за детсады, власть говорит «не рожать». Помогите!»
А Дмитрий Медведев в день начала родительской голодовки похвалил губернатора Петербурга Валентину Матвиенко за решение вопроса с дошкольными образовательными учреждениями. По словам Матвиенко, очередь в детские сады сократилась в городе в три раза, и сейчас в ней только тысяча детей. Между тем сами петербуржцы считают, что все далеко не так радужно. Пятеро петербургских родителей приняли участие в общероссийской голодовке, призванной привлечь внимание властей к проблемам в детских садах. «Если сейчас в группе 18 детей, а согласно новым СанПиН станет 32 – нормальный воспитатель уйдет искать другую работу. Например, уйдет в коммерческий детский сад. А за те деньги, которые сейчас платят воспитателям, в этих условиях будут работать только неквалифицированные сотрудники», – цитирует «Росбалт» участницу голодовки Оксану Бойцову.
В Волгограде в голодовке участвовали 30 женщин, здесь очереди в детский сад ждут 30 тысяч детей, а свободных мест лишь 6 тысяч. 20 мая в городе прошел пикет молодых мам с детьми с требованием решить проблему нехватки детских садов. Дети, которым не нашлось мест в детсадах, вышли на пикет с флажками «Хочу в садик». А их матери держали в руках плакаты «Вместо чиновничьих зарплат постройте детям детский сад», «Волгоград – город недоступных садов», «Нам рожать не сложно, в сад устроить невозможно».
Так что небогатые россияне, которые в стране подавляющее большинство, могут вновь сделать неутешительный вывод: реальной помощи от государства в воспитании детей, вопреки всем обещаниям и заверениям, им не дождаться.
Е.ЮРЬЕВА