В Перу третью неделю не решаются объявить нового президента

На модерации Отложенный


Сторонники Педро Кастильо у здания Национального избирательного жюри в Лиме, Перу. 11 июня 2021 года. Фото: Angela Ponce / Reuters / Forum

Второй тур президентских выборов состоялся 6 июня. По данным перуанского центризбиркома, победу с минимальным перевесом — порядка 40 тысяч голосов — одержал Педро Кастильо, бедный сельский учитель радикально левых взглядов. Его противница Кейко Фухимори, дочь осужденного за преступления против человечности экс-диктатора, поражение не признала. Судейская комиссия по делам выборов медлит с итоговым решением, а в Перу тем временем правит коронавирус. Страна вышла в мировые лидеры по смертности от ковида на 100 тысяч населения.

Перу отчаянно не везет с президентами. Из-за коррупционных скандалов с 2016 года их сменилось уже четверо. В апреле в первом туре нынешних выборов участвовали 18 кандидатов. Никто из них не набрал даже четверти голосов. Во второй тур вышли представитель левой партии «Свободное Перу» Педро Кастильо с 19% и Кейко Фухимори от правой «Народной силы» с 13%. После голосования 6 июня разница между ними минимальна — 0,25%.

Международные наблюдатели, включая комиссию Организации американских государств, заявили, что никаких серьезных нарушений не обнаружили. В итоге оба кандидата считают себя победителями. Кастильо таковым объявила центральная избирательная комиссия. Фухимори утверждает, что ее противнику подрисовали лишние голоса в отдаленных бедных районах, а на самом деле выиграла она. Спор должна решить Судейская комиссия по делам выборов, которая, очевидно, не торопится.

РОНДЕРО

Педро Кастильо — новичок в политике. До января 2021 года он и не думал баллотироваться в президенты. Никому не известного, но харизматичного преподавателя начальной школы из глубинки неожиданно сделала своим кандидатом партия «Свободное Перу». Ее лидер, нейрохирург Владимир Серрон не смог пойти на выборы из-за возбужденных против него уголовных дел по коррупционным статьям.

Наскоро смонтированный документальный фильм «Учитель» подробно рассказывает биографию 51-летнего Педро Кастильо. Он родом из поселка Пунья на северо-западе страны. Третий из девяти детей в бедной крестьянской семье. Его родители едва умеют читать. Сам Кастильо, чтобы попасть на уроки, проходил пешком по четыре часа каждый день. Между обучением в начальной и старшей школе, а потом в университете будущий кандидат делал вынужденные перерывы на работу. Продавал газеты, мороженое, трудился на стройке и даже мыл туалеты.

Педро Кастильо приветствует своих сторонников с балкона штаб-квартиры его партии в Лиме, ​​Перу. 15 июня 2021 года. Фото: EFE / Forum

В 1990-х Кастильо был рондеро. Так в Перу называют жителей сельской местности, которые формировали отряды самообороны для защиты от преступников и партизан из террористических леворадикальных движений. В 2017 году Педро Кастильо получил известность как руководитель национальной забастовки учителей. Они требовали повышения зарплат. В повседневной жизни левый кандидат отличается религиозностью и консерватизмом. Он принципиально против легализации абортов и однополых браков. На избирательный участок 6 июня учитель зачем-то приехал на лошади. Животное так сильно испугалось толпы, что пошло галопом и чуть было ни сбросило наездника.

Партия «Свободное Перу», от которой баллотировался Кастильо, определяет себя как марксистско-ленинская. Первым делом после победы обещает инвестировать в образование и здравоохранение. Последнее капитулировало перед коронавирусом. В местных больницах пациенты умирают от недостатка кислорода. В 33-миллионном Перу жертвами пандемии стали более 190 тысяч человек. Это худший в мире показатель по смертности от коронавирусной инфекции на 100 тысяч населения. Дополнительные деньги «Свободное Перу» планирует получить от международных компаний, которые добывают в стране полезные ископаемые. Учитель хочет пересмотреть с ними контракты в пользу государства.

Больше всего Педро Кастильо поддерживают в сельских районах. Он — кандидат бедных. И планы «Свободного Перу» сильно пугают обеспеченных жителей страны, особенно в Лиме. Они уверены, что Кастильо пойдет по венесуэльскому сценарию: установление левой диктатуры и экспроприация частной собственности. В минувший четверг в Генеральный штаб Вооруженных сил пришло подписанное несколькими сотнями военных в отставке письмо. В нем они просят руководство армии действовать в случае победы Кастильо.

САМУРАЙ ПО-ПЕРУАНСКИ

46-летняя этническая японка Кейко Фухимори давно в политике. Ее правая партия «Народная сила» в 2016 получила большинство в перуанском парламенте. Она баллотировалась в президенты трижды. Через несколько дней после нынешнего второго тура прокуратура попросила вернуть Фухимори в тюрьму. Она проходит обвиняемой по делу об отмывании денег и незаконном финансировании своих предыдущих президентских кампаний 2011 и 2016 году. По данным следствия, ее партия «Народная сила» незаконно получила от бизнесменов порядка $2 млн и попыталась замаскировать их под сотни мелких донатов рядовых сторонников.

Кейко Фухимори во время демонстрации ее сторонников в Лиме, Перу. 12 июня 2021 года. Фото: Antonio Melgarejo / EFE / Forum

Кейко, которая вышла на свободу в апреле 2020-го (это стало возможно из-за пандемии), грозит более 30 лет тюрьмы. Она политик с самым стабильным антирейтингом. По результатам опроса Института перуанских исследований (Instituto de Estudios Peruanos), больше половины жителей страны ни за что бы не проголосовали за Кейко. Прежде всего из-за ее отца — 82-летнего бывшего президента Альберто Фухимори. Кандидат от «Народной силы» публично обещала его помиловать. C 2006 года за преступления против человечности и коррупцию он отбывает 25-летний тюремный срок.

Альберто Фухимори ворвался в перуанскую политику в 1990 году. Сын эмигрантов из Японии, инженер, специалист по сельскому хозяйству, научный сотрудник, учившийся во Франции и США.

Он был кандидатом из народа, защитником крестьян, своим человеком в самых бедных районах. Перу тогда переживала один из самых кровавых периодов в своей истории. В стране вели партизанскую войну две ультралевые террористические группировки — «Революционное движение имени Тупака Амару» и «Сияющий путь». По данным Комиссии правды и примирения, за три десятилетия вооруженного противостояния между партизанами и властями погибли почти 70 тысяч человек. Половину из них убили боевики «Сияющего пути». Они стремились целиком уничтожить существующее государство со всеми его структурами и чиновниками.

Президент Перу Альберто Фухимори, 1997 год. Фото: Reuters / Forum

Во время предвыборной кампании Альберто Фухимори обещал решить вопрос с терроризмом. В июне 1990-го во втором туре президентских выборов он набрал 62% голосов и победил всемирно известного писателя, звезду латиноамериканского бума Марио Варгаса Льосу. Интеллектуал в тот момент был кандидатом истеблишмента. Свое президентство он планировал начать с приватизации всех крупных убыточных государственных компаний. Перуанцы предпочли Фухимори — «китайца», как они его любя называли.
 

Как скажет позже жена Фухимори Сусана Игучи, скромного инженера после победы в выборах будто подменили. Он стал жестоким, не терпящим критики, одержимым властью. Партизан он, и правда, победил. Но какой ценой? На террор правительство Фухимори ответило еще более кровавым террором. Из военных были сформированы эскадроны смерти. Они приезжали без опознавательных знаков, часто с закрытыми лицами и жестоко расправлялись со всеми, на кого падало малейшее подозрение. Одно из самых известных дел, по которому позже осудили Фухимори, касается похищения в Лиме 18 июля 1992 года девяти студентов и одного университетского преподавателя. Члены эскадрона смерти пытали их, убили и похоронили в общей могиле, позже вернулись, эксгумировали останки, сожгли их и перенесли в другое место.

В ОТСТАВКУ — ПО ФАКСУ

К власти Альберто Фухимори пришел законным путем, но уходить с поста президента ему совершенно не хотелось, поэтому в 1992 году он при помощи военных разогнал оппозиционный парламент и принял новую конституцию, позволившую ему «обнулиться» и в 1995 году переизбраться. Тогда он в рамках борьбы с бедностью придумал «Программу репродуктивного здоровья и семейного планирования» и легализовал хирургическую стерилизацию. По данным перуанского Минздрава, с 1996 по 2000 год больше 300 тысяч женщин прошли через операцию по перевязке маточных труб. Якобы абсолютно добровольно. На деле бедных неграмотных крестьянок ловили, как зверей, запугивали, обманывали, подкупали. Оперировали без предварительных анализов, в полевых условиях. Больше сорока женщин умерли, тысячи остались покалеченными.

В марте этого года в Лиме начался судебный процесс по делу о массовой принудительной стерилизации. Пока он на этапе сбора свидетельских показаний. Прокуратура официально предъявит обвинения Фухимори и руководителям его министерства здравоохранения, когда против них наберется достаточно доказательств. Сам бывший президент виновным себя не признает и утверждает, что крестьянки шли на операции добровольно. Кейко Фухимори отца защищает. По ее словам, если и были нарушения на местах, то судить нужно конкретных врачей.

Альберто Фухимори в суде, 2015 год. Фото: Enrique Castro-Mendivil / Reuters / Forum

Во время правления Фухимори Кейко всегда была рядом. С 1994 года, после развода родителей, исполняла роль первой дамы. До 2000 года, когда почти сразу после переизбрания на третий срок под «китайцем» начала гореть земля. Оппозиция показала по телевидению видео, на которых ближайший соратник Альберто Фухимори, глава национальной разведки Владимиро Монтесинос достает из пакета и раскладывает на столе перед депутатом парламента пачки долларов. Оказалось, записей таких больше двух тысяч. Вел их сам Монтесинос на случай, чтобы в будущем шантажировать подкупленных.

В разгар скандала отправленный в отставку Монтесинос попытался спрятаться в Венесуэле, а Альберто Фухимори, воспользовавшись официальной поездкой, бежал в Токио, откуда отправил в Лиму по факсу заявление об отставке. Как сын японцев он получил гражданство и пять лет был недосягаем для перуанского правосудия. Альберто Фухимори арестовали в 2005-м во время поездки в Чили и экстрадировали на родину. С тех пор он сидит за решеткой, откуда временами выезжает на лечение и иногда под домашний арест.

НОБЕЛЕВСКИЙ БЭК-ВОКАЛ

Противник Альберто Фухимори на президентских выборах 1990-го писатель Марио Варгас Льоса окончательно переехал из Перу в Испанию через несколько лет после своего проигрыша. В 2010 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Единственный перуанец, который ее удостоился. Нобелевскую речь он посвятил своей жене Патрисии Льосе, от которой пять лет спустя ушел к Исабель Прейслер, матери певца Энрике Иглесиаса.

Из Мадрида Варгас Льоса внимательно следит за политической жизнью Перу и всей Латинской Америки. Комментирует, пишет колонки, участвует в конференциях. Сам писатель больше никогда не баллотировался, свое поражение переживал долго и при каждом удобном случае нелестно отзывался о Фухимори, а позже и о Кейко. В 2016 году во всех интервью ее возможную победу на выборах он называл не иначе как «катастрофой».

А в этот раз неожиданно для всех нобелевский лауреат превратился в сторонника Кейко Фухимори. Болтал с ней в зуме и настоятельно рекомендовал перуанцам голосовать за наследницу диктатора как за меньшее зло, «чтобы спасти страну от некомпетентности, цензуры и бедности, которые принесет коммунизм ее противника». Кейко Фухимори от поддержки знаменитого писателя буквально расцвела. «Перуанская литература в трауре. Марио Варгас Льоса — посол коррупции», — написал в твиттере Педро Кастильо. Судейская комиссия по делам выборов еще ничего не решила, а бывшие президенты Чили и Боливии, а также нынешний Аргентины уже поздравили учителя с победой.