Конница Салько Ротенберга

На модерации Отложенный
  • <abbr class="datetime">Jun. 23rd, 2021 at 10:00 AM</abbr>




В 1918 году правительство Западно-Украинской Народной Республики и представители еврейских кругов и совместно разработали уникальный проект, который мог стать сенсационным в Европе. На территории ЗУНР должна была быть провозглашена Еврейская Народная Республика (Жидівська Народна Республіка), которая могла бы существовать на правах национально-персональной автономии.

Из-за того, что Украинской Галицкой Армии в скором времени пришлось оставить Восточную Галицию, данный проект так и не был реализован. Провозглашать же Еврейскую Республику за пределами Галиции было политически неверно и опасно. Опасность заключалась в том, что против еврейского населения были бы начаты репрессии с польской стороны. Тем не менее, весной 1919 года в рамках этого проекта в УГА начали создаваться еврейские подразделения и части. До наших дней дошла информация о трех таких частях, но можно предположить существование еще дополнительных еврейских соединений.

Еврейские части не были многочисленными, и в них наравне с евреями служили и украинцы. К сожалению архивных сведений о данных формированиях не сохранились.

После контрнаступления украинской армии в середине июня 1919 года была отбита часть территории ЗУНР. Тогда и был создан самый крупный из известных отрядов, Еврейский ударный курень (батальон) I корпуса УГА («Жидівський пробойовий курінь»). Но намного раньше, в начале мая, появилось подразделение, получившее куда меньшую известность, история которого была одновременно героической и трагической. Речь идет о Конно-пулеметной сотне 4-й Золочевской бригады под командованием четаря Салько Ротенберга.

В 4-й Золочевской бригаде УГА служило наибольшее количество евреев. Большая половина медперсонала данного соединения были евреями, десятки пулеметчиков и радовых бойцов, а также командир одной из стрелецких сотен Салько Ротенберг, бывший офицер еврейской милиции. Именно он, как пулеметчик, формировал конно-пулеметную сотню 4-й бригады, где и собрал многих евреев. Соотношение евреев и украинцев в отряде было 50 на 50.

Из воспоминаний украинского мемуариста С. Гайдучка о формировании сотни и Ротенберге:

«Конная пулеметная сотня, — была ли такая при каждой бригаде УГА? Наверное, нет. Но была она при 4-й Золочевской бригаде уже в мае 1919 года.



Пришел на должность командира бригады полковник Чмелик, огляделся, и давай, хоть кол на голове теши, ее организовывать. Появились двуколки, кони, пулеметы, и через несколько дней родилась в бригаде новая боевая часть.

Командиром ее был назначен Салько.

— Еврей?

— Да, еврей, Салько Ротенберг. Но знаете — украинский еврей. Зимой был ранен и вернулся назад в бригаду. Сколько ж чистокровных украинцев не были ранены, а боялись оказаться в бригаде...

Вторым в сотне был четарь Михайлив. Наверное, еще в великую войну тяжело раненный в голову. Точно не скажу.

Эх, что за чудесная боевая часть была эта сотня!

Обслуга пулеметов верхом на конях, 8 пулеметов на двуколках. Каждая двуколка с одним конем. Несколько двуколок — с патронами. Как легко такой частью распоряжаться в бою, отступлении или наступлении!

А к тому же хлопцы своих командиров любили!

Вы их видели на марше?

Впереди организованная командиром музыка. Звучат две скрипки и еще какой-то инструмент. Плывет из широких грудей походная песня....»

(Гайдучок С. Кiнна скорострiльна сотня//ЛЧК. Ч.2. — Львiв, 1930. — С.16).

Очевидно, что евреи и были музыкантами, для воевавших украинцев скрипка представлялась чуждым инструментом. Выбор инструмента для еврейско-украинской части был весьма оригинальным. Возможно Ротенберг рассуждал по этому поводу: волынка у шотландев, кобза у украинцев, у русских, австрийев, немцев и поляков литавры и тубы. Понятное дело, что у евреев – скрипка.

Конно-пулеметная сотня Салько Ротенберга принимала участие в самых жарких боях. Сначала с поляками, а позже, после перехода в Восточную Украину, и с большевиками. По признанию одного из офицеров сотни четаря Владимира Михайлива, бои с красными за Коростель были особенно тяжелыми. В них формирование понесло огромные потери и вынуждено было отступить за черту города. Погибли многие, в том числе все три музыканта. Сам же Ротенберг, прикрывая отступление остатков своей части, получил ранение в лицо. Пуля выбила четарю зубы, застряв в шее. В тяжелейшем состоянии Ротенберг был отправлен в Житомир, после чего в Проскуров, а следом в Каменец-Подольский, где, по слухам, он скончался от заражения крови.

Потери сотни оказались невосполнимыми, и отряд был расформирован. Оставшиеся бойцы перешли в другие части УГА.

Ольга Кардаш