Жесток ли был Сталин

На модерации Отложенный

Известный блогер написал, выразив мнение и немалой части современников:

«39% россиян сочли Сталина самым выдающимся человеком в мировой истории. В первую пятерку личностей вошли еще Ленин (30%), Пушкин (23%), Петр I (19%) и Путин (15%). При этом за Путина в 2017 году было 34%... Эти результаты опроса – удручающие. Не могу представить, чтобы немцы назвали выдающимся Гитлера. У меня фантазия не развита – или дело в чем-то другом? Но это чудовищно, что для 39% россиян упырь Сталин – самый великий. Может, сознание сейчас так нашпиговано пропагандой, что на фоне этой горы мусора и Сталин выглядит великим?»

Насчет «горы мусора» у меня спора нет – и еще я согласен с расхожим утверждением: «Хотите доказать, что вы лучше Сталина и СССР – сделайте больше и лучше, чем они». Но «упырь» и сравнение с Гитлером все же никак не применимы к человеку, который не развязывал мировой войны с целью порабощения изрядной части человечества. И при ком наши темпы развития промышленности, воздухоплавания, науки, народных образования и медицины, защиты труда были высшими в мире. А искусство, музыка и литература цвели, как и близко не было в гитлеровской Германии с ее культурной инквизицией, от которой бежали в ужасе Томас и Генрих Манн, Бертольд Брехт, Лион Фейхтвангер и многие другие.

А в сталинский СССР из-за рубежа вернулся престарелый Куприн – и Прокофьев в расцвете сил и мировой славы, написав здесь свое лучшее сочинение балет «Ромео и Джульетта». Сколько вообще было во всем мире великих, современных сталинской эпохе композиторов? Я больше четырех не назову: Стравинский, Вилла-Лобос, Бриттен – и еще с долей натяжки Нино Рота. Сколько их было при Сталине у нас? Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Хачатурян – это только самые большие. Хренников, творивший в той же кино-нише, что и Рота, его шедеврами «Как соловей о розе», «Что так сердце растревожено», «Колыбельная» из «Гусарской баллады» – коллегу безусловно побивает. Но кроме этой, самой исполняемой по сей день в мире пятерки у нас было не счесть и других классических творцов: Глиер, Мясковский, Шапорин, Кабалевский, Борис Чайковский…

И не надо врать, что они били ключом «вопреки». Сталин осыпал их премиями, дачами, автомобилями со щедростью, что и не снилась Баху, Моцарту, Бетховену, Шуберту (ни одну из его 8 симфоний не исполнили при его жизни), Бизе (затравленному до смерти критикой его великой оперы «Кармен») и многим другим. Но этого мало. Шостаковича, например, сам Сталин вывел в классики, анонимно раскритиковав в «Правде» его оперу «Катерина Измайлова» – так точно и тактично, что композитор, вдохновленный вниманием к нему главной газеты страны, создал в ответ свою первую классическую вещь – 5-ю симфонию. И Сталин с гордостью за верно понявшего его творца уже лично написал в той же «Правде»: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику».

И где тут абрис упыря?

Вот жестоким он точно был. Но главной причиной сталинской жестокости, как я уже говорил не раз и снова повторю – была страшная гражданская война, где брат выматывал кишки из пуза брата и сын стрелял в отца. Вскормленные ей тараканы не могли и дальше не жрать поедом друг дружку, а укротитель их мог действовать только кнутом, не пряником.

Но это не исчерпывающий все же ответ. Был ли та жестокость Сталина его природой? Я не историк, не владею всей фактурой на эту тему – и могу лишь гадать, отвергая явное вранье о том, что он сажал Туполева и Королева и из-за шторки вел бухаринский процесс. И думаю на этот счет вот что.

Первоначальные его соратники, затем расстрелянные – как Радек, Бухарин, Тухачевский, Зиновьев, Каменев, Дыбенко, Ежов и т.д. – были настроены к противникам и недовольным куда суровей Сталина. И из стенограмм заседаний Политбюро и Совнаркома видно, что именно Сталин часто возражал против расстрельных предложений товарищей по партии, предлагая больше бить на убеждение. Но есть такое жизненное правило, что любая группа людей готова следовать за лидером, лишь пока их установки в значительной мере совпадают – иначе быстро его свергает. Пример – свержение Хрущева ближайшими соратниками, которым он перестал трафить. И Сталин, сокращая «расстрельные списки» действительного упыря Эйхе, западно-сибирского руководителя, не мог просто взять и выкинуть их, когда за того горой стояло большинство. Тогда на другой день выкинули б, как Хрущева, его самого.

И еще. С великими учеными, конструкторами, писателями – как Капица, Лавочкин, Булгаков, Пастернак – Сталин общался вполне на равных, удивительно умея ориентироваться и принимать верные решения в их специальных сферах. А в ответ на оскорбительное письмо пианистки Марии Юдиной, которой он, узнав о ее бедности послал свои деньги, заработанные статьями в «Правде», и глазом не повел, пробурчав что-то вроде: «Сумасшедшая баба. А Бетховена играет лучше мужиков!» И это психологически не вяжется с мстительной жестокостью примитива, чудом попавшего во власть, который спит и видит, как расквитаться за свою ущербность, затоптав все более одаренное вокруг.

Жестокий и ограниченный душевно человек не смог бы, как бы ни пыхтел, вырастить такой пышный букет великих дел и личностей, какой у нас нарос при Сталине. Его сложнейшую и тяжелейшую эпоху можно – и нужно! – очень долго разбирать и изучать, особливо чтобы понять, куда потом ушел великий рывок в будущее, им заданный. Но наш народ уже стихийно понимает то, чего не понял блогер, назвавший Сталина упырем. Что все жестокости и даже смерть при Сталине, чесавшемся его затылком о край неба, лучше и светлей той жалкой жизни, что мы влачим сейчас под примитивно чешущей нас властью всякой дряни.