С днем бюрократа
На модерации
Отложенный
Сегодня весь мир отмечает профессиональный праздник государственных служащих. Это те служащие, которые постоянно имеют других, для выполнения той работы, на которую он нанят, а также возложить на них ответственность за невыполнение своих обязанностей.
Для некоторых читателей рисунок может показаться неуместным. Но как бы не так. Очень многие чиновники, любого ранга, любят показывать свою осведомленность, кивая на иностранный опыт или пример. И высказывают это с таким пафосом, как будто они совершили эту работу.
Чем отличается наш государственный служащий от любого иностранного чиновника – это безынициативность, некомпетентность, лень и большое самомнение. И не надо ссылаться на инструкции, положения и обстоятельства. Гибкость – одна из характерных черт современной бюрократии. Не будем кривить душой, кто у нас идет на административную работу, родственники и по блату.
К большому сожалению не помню фамилию русского профессора, который в конце 60-х высказался: «До войны на общественные работы (административную), чаще выбирали людей инициативных, способных проводить социальные вопросы не взирая на центр. С Хрущева началось назначение на административную работу по специальности или без, с наличием диплома. Все бросились учиться, но без инициативы, лишь бы получить диплом. Мы стали терять науку, целеустремленные, способные выпускники потерялись в административных тисках системы. Бюрократ овладел наукой».
И это продолжилось во всех республиках бывшего СССР. Л. Н. Толстой в «Воскресенье», дает одному из своих героев характеристику в следующей любопытной формуле: «Умственные силы этого человека, его числитель были большие, но мнение его о себе - его знаменатель - было несоизмеримо огромное и давно уже переросло его умственный силы».
Если хорошенько вдуматься в эту фразу, чтобы оценить, как следует, глубину ее мысли... Из этой формулы ясно, что по одному признаку - по высоте интеллекта, специализации, должности - нельзя еще охарактеризовать величину личности человека, как по одному числителю дроби нельзя еще сделать заключения о величине числа, изображаемого дробью. Правда, числитель дроби интеллект и способности человека очень важны для указанных измерений: чем больше числитель, чем больше «должность», тем больше оснований думать, что мы имеем дело с крупной величиной. Но только оснований...
Ибо значение числителя - интеллекта может быть уничтожено обратным действием знаменателя – амбицией, самомнением.
Ведь, чем больше знаменатель, чем больше самомнение, - тем меньше величина, выражаемая дробью, тем меньше величина ЛИЧНОСТИ рассматриваемого человека.
При слишком большом числителе, знаменатель, изменяющийся в пределах обыденных чисел, почти не будет отражаться на величине дроби: она все же будет оставаться большой. Вот почему, когда мы рассматривали великих мыслителей, художников, музыкантов, мы часто могли не сочувствовать им, как людям с слишком большим знаменателем, подводя под этот символ всякие противообщественные тенденции, и все-таки они будут оставаться в наших глазах великими людьми, альтруистами, ибо, выражаясь математически, числитель их, их интеллект, был бесконечно большой величиной по сравнению с числителем - интеллектом рядового человека.
Так что гордыня на общественной работе, поставив себя выше народа, тебя избравшего и оплатившего твою должность – это знаменатель. И не дать ему вырасти в этом и заключается искусство административной работы.
Примеров в истории множество. Амбиции Саула, который пытался показать свою значимость и независимость от Самуила, через которого говорил Господь, привели к потере для него и царствования, и своей жизни, и жизни сыновей. Такими людьми с большим интеллектом и огромной против общественностью были, если хотите, некоторые из деятелей инквизиции.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, чем больше противообщественные тенденции человека, тем меньшую величину представляет его личность, сказали мы. Но справедлив и обратный вывод: чем меньше знаменатель, тем больше дробь, чем меньше противообщественным тенденциям человека, тем большую величину представляет его личность.
Вот почему люди великого сердца, люди с бесконечно малым самомнением, могут быть, действительно великими людьми, несмотря на то, что в умственном отношены они являются перед нами часто людьми вполне заурядными.
Но верна ли формула, данная Л. Н. Толстым для оценки личности
человека? И если верна, то почему? Великого человека мы узнаем по следу, который он оставляет по ceбе в жизни. Этот след может выступать в области науки, техники, искусства. Но он может выступать и в области организации человеческих сил, направленных на взаимную помощь, - один из величайших элементов не только общественной, но и биологической жизни. Самомнение – это настроение, которое выделяет человека из массы остальных людей, ставит его особняком, убивает в нем возможность быть полезным в той области жизни, где приносить пользу, оставить по себе след может всякий.
Слова ушли - остался лишь кошмар,
Да мрачные пугающие грезы!..
На сцене вновь - с телятами Макар,
Опять все те же - Сидоровы Козы!..
Комментарии