Если нельзя, то можно: насколько законны запреты для непривитых граждан

На модерации Отложенный

Тихо, без лишнего шума, 16 июня 2021 года департамент здравоохранения г. Москвы издал приказ №541, запрещающий плановую госпитализацию пациентов, которые не прошли вакцинацию или не имеют подтверждённых антител, полученных после COVID.

Виктория Павлова

Исключение будет сделано только для пациентов с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Наличие же противопоказаний, освобождающих от обязанности вакцинироваться, будет определять врач стационара перед госпитализацией. При этом сообщение на официальном сайте Департамента появилось только 18 июня. Официальная причина задержки c публикацией такой интересной новости – редакционная ошибка в первой версии приказа. Однако некоторым больницам это не помешало сразу же ввести ограничения.

Возникает очень спорная ситуация: по новому указу медучреждение может просто отказать пациенту в плановом лечении. Депздрав сразу предупреждает, что ничьи права не нарушаются, ведь сделал прививку – и ложись в больницу. Однако у экспертов в сфере здравоохранения совсем другой взгляд на этот вопрос. Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов» и член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации поясняет ситуацию так:

- Конечно, приказ Депздрава Москвы о возможности плановой госпитализации только тех, кто имеет прививку от ковида - это дискриминация, фактически отказ в медицинской помощи – это нарушение законодательства, и самое главное - это нарушает порядок Минздрава о профилактике и лечении ковида. Этот вопрос специально обсуждался на федеральном уровне. У нас и так смертность выросла от ряда причин, в частности, от неоказания помощи, за прошлый год сумасшедшими темпами, и сейчас то, что делается – это настоящее преступление.

И проблема правовой дискриминации – лишь полбеды. Саверский указывает на то, что все испытания вакцины ещё не завершены, и пациенты автоматически становятся подопытными: «У них была перенесена дата завершения исследований по вакцине – они должны были завершить 1 мая исследования, а сейчас появилась другая дата - 1 января 2022 года».

 

Но Москва в новых ограничениях далеко не первопроходец. Подобные меры месяц назад были объявлены в Сахалинской области, 3 недели назад – в Саратовской области, 2 дня назад аналогичное решение приняли власти Ленинградской области. А в Адыгее так и вовсе запрет на госпитализацию успел пройти полный жизненный цикл от принятия до ликвидации.

Под управлением Марата Кумпилова там и вовсе попытались ограничить широкий спектр медпомощи, включая стоматологию. Естественно, народу это сильно не понравилось, посыпались жалобы в прокуратуру. И, как ни странно, последняя встала на сторону людей и отменила дискриминационный указ.

«Лига защитников пациентов», по словам Александра Саверского, также готовит обращения в прокуратуру по поводу ограничений в госпитализации и принудительной вакцинации для работников. Но особых надежд на успешный исход не возлагает.

- Вопрос права сейчас уже не стоит, к сожалению, потому что 25 декабря 2020 года, Конституционный суд принял решение по полномочиям губернатора Московской области о введении режима повышенной готовности. То, что там в мотивировочной части написано, вопиюще безграмотно: идет подмена понятий – у губернатора есть право вводить ограничения в отношении органов власти, но там делается вывод о том, что губернатор имел право ограничивать права граждан. И ссылаются на то, что генеральный директор ВОЗ объявил пандемию. Но не проверяют, что такое пандемия – у нас не было нигде эпидемии, а вдруг пандемия. А эпидемии действительно не было. Потому что эпидемические пороги не были превышены нигде. Вообще никакого права делать то, что они сейчас делают, нет, потому что нет эпидемии.

Зато Москва всегда является примером и образцом подражания для других регионов. В прошлом году после Москвы ограничительные меры расползлись по всей стране, а сейчас начинает расползаться принудительная вакцинация во всех её проявлениях. Эту идею подхватили Кузбасс и Сахалинская области, готовы в бой момент обратиться к ней в Томской, Калужской, Курской областях, присматриваются в Алтайском крае.

Насколько затянутся новые временные ограничения? В Департаменте здравоохранения Москвы на официальный запрос «Новых Известий» отвечать отказались, перенаправив нас в прокуратуру. Поэтому остается только гадать, но все больше похоже на то, что доступ в больницы по плановому лечению будет и дальше ограничиваться по всей стране. Есть ли шансы, что приказ начнут повсеместно отменять по решению прокуратуры, как это было в Адыгее? Сомневаемся. Имея пример Москвы, у региональных властей будут развязаны руки – прокуратура вряд ли сможет теперь что-то противопоставить решениям, флагманом которых стали московские власти.