Артур Шопенгауэр: Воля и Представление

На модерации Отложенный

Философии присуща диффузия одной философской школы в другую, важно их взаимообогащение и взаимовлияние. Философия жизни,прагматизм, позитивизм и все этапы его развития, постпозитивизм, критический рационализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, постмодернизм. В список современных философских направлений включают и неофрейдизм. Неотомизм рассматривается как философская доктрина католической церкви. Но есть два немецких философа, которые стоят особняком, но без которых трудно понять переход к современному стилю философствования. Это Шопенгауэр и Ницше. 

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – немецкий философ, родился в Данциге, сын банкира и писательницы. Учился в Геттингене и Берлине. Затем жил во Франкфурте-на-Майне. Основной свой труд «Мир как воля и представление» Шопенгауэр написал уже к 30 годам, к 1818 году, но опубликован он был только в 1844 году. Шопенгауэр был противником гегелевской спекулятивной метафизики с её вымученной диалектикой и саморазвитием абсолютного духа. Он перенёс опору философии в собственное сознание человека: «ибо оно одно есть и остаётся непосредственным; всё остальное, чем бы оно ни было, опосредовано и обусловлено им, следовательно, зависимо от него».

Шопенгауэр использует для построения своей философии тексты Эпикура, Платона, пантеизм Дж. Бруно, априоризм Канта, индуистские Упанишады, материализм французских просветителей. По мнению Шопенгауэра, сознание посредством форм пространства, времени и причинности создаёт для нас восприятие внешнего мира. Поэтому мир для нас является нашим представлением. Но человека характеризуют его движения, действия, хотения. А они – акты воли. «Великим или маленьким человека делает воля». Но это не кантовская способность следовать моральному императиву, а «голос тела».

Воля пронизывает весь мир и оказывается первичной и управляющей по отношению к интеллекту, который есть «просто функция мозга, лишь паразитарно питаемая и поддерживаемая организмом». Поэтому и наука направлена лишь на служение воли. Совершенное же познание доступно лишь искусству, опирающемуся на интуицию. Шопенгауэр абсолютизирует волю, заявляя, что человек – часть мира, а воля – непознаваемая вещь в себе, сверхприродная таинственная первооснова. Человек и его познание лишь ступень объективации воли, которая не подчиняется логике, не обладает целью и совершенно не похожа на свои проявления. Вот и получается мир как воля и представление.

у Шопенгауэра утрачивает черты академической дисциплины и становится похожа на публицистику, на размышления литератора о жизни.

Шопенгауэр пессимист:  Всякое воление из потребности, потребность из-за недостатка чего-либо, следовательно, из страдания. На одну удовлетворённую потребность остаются десятки неудовлетворенных. А их удовлетворение приводит к скуке. Поэтому жизнь большинства людей уныла, она качается между страданием и скукой.

 Религия не спасает, это самообман. Поэтому жизнь есть страдание, воля к жизни – неразумное влечение, и чем выше интеллект человека, чем яснее он это понимает, тем больше страдает. Жизнь – беспрерывный обман, и если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять. Поэтому следует отказаться от излишних желаний. Идеалом Шопенгауэра является аскетизм, добровольная нищета, безбрачие, буддийский отшельник, а не деятельный человек. Мрачная картина. Пессимизм.

Шопенгауэр призывает не страшиться смерти, поскольку небытие после смерти ничем не отличается от небытия до нашего рождения, что нас нисколько не печалит.

Смерть не имеет значения, к человеку она относится так же, как к животным, мы отданы ей уже самим своим рождением, это неизбежный итог жизни. Наша жизнь – удивительная случайность, наша смерть неизбежная закономерность. Но всё же « мы с великим усердием и заботой продолжаем нашу жизнь, пока это возможно, так же, как раздувают по возможности большой мыльный пузырь, хотя и не сомневаются в том, что он лопнет». И здесь намечается какой-то проблеск. Всё-таки философ и нечто светлое видит: «Три высшие блага жизни – здоровье, молодость и свобода, не сознаются нами как такие, покуда мы их имеем». Вот хоть и не осознаются, а имеем же какое-то время! Кроме того, по его мнению, из тисков мировой воли можно вырваться с помощью искусства, нравственных чувств справедливости, сострадания, признания себя и других равноправными. От себя добавлю отсебятину: а если не дойти до крайностей аскетизма, то может всё-таки не зря занимаются люди выдуванием своего мыльного пузыря жизни? Это же интереснее чем небытие. Смысл-то в самом процессе…    

Шопенгауэр написал «Афоризмы житейской мудрости», это мысли о физиогномике, о женщинах, о проблемах этики, о критике, одобрении и славе, об ученых и учености, о самостоятельном мышлении. По признанию студентов некоторые его афоризмы приводят в смятение, другие в восторг. Приведу лишь несколько. Некоторые безнадёжно устарели и вовсе не обязательно с ними соглашаться.  А вот подумать и обсудить полезно. .

ИТАК - афоризмы 

«Мужчина приобретает зрелость рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина – с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».

«Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины»

«Ей (женщине) нужен господин. Если она молода – им будет любовник, стара – духовник».

«Женский пол требует и ожидает от мужского всего… Мужской от женского – только одного».   

«Брак есть, в конце концов, уступка духовенству и женщинам – два класса, уступать которым следует остерегаться».

«Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство, дабы каждый мужчина вынуждался к браку как к капитуляции».  Шопенгауэр считал что доступность женщин «отпугнёт мужчин от заключения брачной сделки на которой зиждется благосостояние всего женского пола».

 «То, что принято людьми считать судьбою, является лишь совокупностью учинённых ими глупостей»

«Каждый постольку общителен, поскольку он беден духом»

«За неимением мыслей они перебрасываются картами»

«Придавать слишком много ценности постороннему мнению есть общее господствующее заблуждение»

«Индивидуальность гораздо важнее национальности»

«Религия 1900 лет держала разум в наморднике»

«Вера и знание – две чаши весов. Чем выше поднимается одна, тем ниже опускается другая».

«Лицезрение несомненного превосходства обыкновенно внушает тайную злобу ничтожеству и негодности».

«Глупец гонится за наслаждением. Мудрый избегает зла».

«Интеллигентные речи на месте в интеллигентном обществе. В обыкновенном же (обществе) они прямо ненавистны».

«Мир – это госпиталь неизлечимых»

«Лицо человека выражает прямо то, что он есть»

«Масса знаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеют гораздо менее ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко продуманных».

«Читать – значит думать чужой головой»

-   Пожалуй достаточно чтобы думать своей головой..