Многообразие сект в Российской империи

На модерации Отложенный

Бывали времена, когда просторы Руси населяли очень диковинные православные секты. У них были смешные названия, причудливые обычаи, и ты бы счел их за выдумку юмористов.

Согласно незабвенному графу Уварову, Российская империя держалась на трех китах: православии, самодержавии и народности. О двух последних китах разговор особый, но кит православия всегда был непрост и порой до того вертляв, что требовал немалого мастерства джигитовки. Паства православная была велика и надзиралась усердно. За отпадение от православия, за переход в иную веру, за неразрешенный брак с иноверцем, за воспитание детей вне православной традиции до 1913 года полагалась каторга, за пренебрежение исповедями и службами — кутузка и штрафы

Конечно, имелись магометане, лютеране, католики, иудеи и даже кое-какие язычники из нежелательных, но терпимых, вроде буддистов. Эти хоть и считались гражданами второго, а кое-кто и третьего сорта, но находились под приглядом, место свое знали, и муллы их и ксендзы исправно сотрудничали и со Священным Синодом, и с Министерством духовных дел, и с канцелярией обер-прокурора.

И все же главной головной болью всех лиц, ответственных за духовные скрепы Российской империи, были не инославные. Куда печальнее было то обстоятельство, что само православие в обширной наше державе порой извращалось местными умельцами так бессовестно, что не успеешь обернуться, а у тебя под рукой, в какой-нибудь Вологодской губернии, уже цветет махровым цветом такая пакостная ересь, что и сам Антихрист бы не додумался. А народ наш легковерный уже готов в защиту этой ереси и за вилы браться, и деревнями в реке топиться, и на каторгу брести.

Православная инквизиция

Вплоть до конца XVIII века, до правления Елизаветы, не уважавшей смертную казнь, у нас периодически пытали, жгли и топили в смоле чародеев, еретиков, раскольников и богоотступников. Екатерина Великая вообще фактически запретила преследование старообрядцев, чем изрядно усложнила борьбу за чистоту православия, а к остальным еретикам потребовала применять наказания не более суровые, чем порка кнутом и каторга.

И тут, конечно, еретики совсем распоясались.

Живут в лесу да молятся колесу

Основная проблема христианства вообще и православия в частности — это, конечно, отсутствие в его главной Священной книге точных и ясных инструкций. То есть в ветхозаветной части-то их полно, но они же все для евреев написаны!

Получается страшный сумбур. Если в твоей самой главной книге написано, что всякого ребенка мужского пола надлежит обрезать, иначе Бог рассердится, но при этом за обрезание христианского младенца церковные власти отправят тебя в Сибирь пешим ходом, ты начинаешь слегка путаться.

Что делать, если в Библии тебе под страхом немедленной смерти запрещено работать в субботу, но при этом настоятель монастыря спустит тебе шкуру за невыход на сенокос в священный день, да еще и заподозрит тебя в еретичестве?

И что ты испытываешь, глядя на батюшку, вкушающего в скоромный день окорок с хреном, и вспоминая все те неприятности, которые Иегова обещает тому, кто осквернит себя нечистым мясом свиньи?

С Христом тоже непонятно. Он требовал никого не убивать, а тебя его именем отправляют колоть турок. Он запрещал идолов и кумиров, а у вас вся церковь в иконах и скульптурах. Он проповедовал скромность в одежде, а его служители сгибаются под тяжестью золотых горшков на голове.

Неудивительно, что католики так долго отказывались переводить Библию на национальные языки, дабы не вводить народ в искушение; православные иерархи предпочитали вести службы на церковнославянском, а для религиозного просвещения давать пастве лишь сборники молитв да жития, изданные по одобрению Священного Синода.

Будущим же батюшкам, которым по долгу службы приходилось знакомиться с первоисточниками, в бурсах и семинариях надежно вбивали в голову мысль о том, что понимание веры доступно лишь духовному зрению, а духовное зрение надлежит иметь такое, какое велено начальством, и не стоит рассуждать о том, о чем твоей дурьей башке думать не положено.

Очень эффективный метод. Но иногда он все же не срабатывал.

И очередной юный батюшка, отправленный в Сморгули за неуспешность в науках и причастившийся там клюквенным настойкам, имел порой большой соблазн обзавестись собственным духовным зрением, открывающим истину. Каковой истиной он иногда делился с паствой — под большим секретом. И уже через каких-нибудь десять — пятнадцать лет очередному инспектору из обер-прокурорской канцелярии придется, утопая экипажем в жидкой грязи, тащиться в Сморгули по доносу: что-де объявилась тут новая чрезвычайно злокозненная секта, поклоняющаяся Спасителю в виде гигантской клюквы.

Хит-парад сект Российской империи

С XV века в Российской империи было зафиксировано появление более полутысячи сект, борьба с которыми велась с переменным успехом. Секты разделялись по степени их «вредности». Такая классификация была впервые установлена в 1842 году и включала деление на «вреднейшие», «вредные», и «менее вредные». Мы же просто выбрали самые, на наш взгляд, колоритные.

Хлысты

Возникшая в петровские времена секта, не признававшая церковь и все ее обряды. Хлысты верили, что этот мир состоит из двух частей: а) духовной, божественной и б) греховной, телесной. Человек есть дух, заключенный в грязном, грешном теле. И помочь этому духу можно, старательно истязая гадкую плоть. Хлысты проповедовали строгое половое воздержание (кроме как в целях деторождения, да и то лучше вовсе без этого), посты и смирение.

По ночам они собирались общинами и устраивали молебны «корабликами»: ходили, прижавшись друг к другу, по кругу, пели свои духовные песни, кружились и лупили себя хлыстами до потери сознания, чтобы плоть не мешала духу воспарить повыше. Многие доводили себя такими упражнениями до экстаза и галлюцинаций, во время которых им удавалось пообщаться с ангелами, Богородицей, а то и с самим Создателем и получить пару ценных душеспасительных советов.

Ересь жидовствующих

Одна из самых серьезных протестантских сект, сражавшихся с русским православием в конце XV– начале XVI века. Основоположником ереси считается полумифический новгородец «жидовин Схария» (он же «таманский князь Захария»). Жидовствующие считали важным соблюдать многие каноны Ветхого завета (то есть собственно иудейские религиозные требования), а также обличали церковь в беззаконии, сребролюбии, угодничестве перед властью и т. д.

Среди тайных жидовствующих было множество высокопоставленных светских и церковных деятелей. Во многом ересь жидовствующих схожа с европейскими протестантскими учениями, что неудивительно, ибо сектантами становились в основном образованные люди, хорошо знакомые с религиозной жизнью Европы. Боролись с жидовствующими тоже вполне европейскими методами — спешно создаваемыми службами с инквизиторскими полномочиями и кострами.

Скопцы

Считались сектой «вреднейшей», и, надо сказать, не без оснований. Скопцы соглашались с церковью в том, что похоть — это смертный грех, но, в отличие от официального православия, они предпочитали решить вопрос кардинально: удалением внешних половых признаков, как у мужчин, так и у женщин. При этом, как мы понимаем, детородные функции не утрачивались, и «непорочные жены скопцов» периодически приносили младенцев чудесным образом.

Молокане

Одна из самых распространенных сект, существующая с XVIII века, как-то пережившая советское время и сохранившаяся до сих пор. Название происходит от понятия «духовное молоко», коим надлежит вскармливать христианские души.

Молокане искренне презирали РПЦ, считая ее служительницей дьявола и светских властей, они не подчинялись начальству, не почитали икон и мощей и хотели только одного: чтобы их оставили в покое.

Будучи крепостными, они сбегали от своих господ, а забранные в рекруты — дезертировали. Они направлялись в Сибирь, где устраивали себе поселения подальше от властей, как светских, так и церковных. Молились как умели, старались соблюдать требования Ветхого Завета (например, не ели свинины), любили работать и во многом были похожи на старообрядцев.

Но отказ платить налоги и подчиняться начальству делал молокан злейшими врагами империи, которая преследовала их с XVIII по XXI век усерднее, чем скопцов или хлыстов.

Тюкальщики

Секта, существовавшая в XVIII–XIX веках. Тюкальщики были уверены, что в Царство Божие войдут только те, кто принял мученическую смерть. Поэтому тюкальщики жестоко убивали (тюкали) всякого родного и единоверца, заболевшего тяжелой болезнью. А иногда могли истребить и совершенно здорового человека, даже не принадлежащего к их секте, — исключительно из особой любви и уважения к нему.

Неплательщики

Похожи на молокан тем, что считают власть изобретением Сатаны, а РПЦ — его сторожевым псом. Поэтому попов из своих деревень неплательщики обычно изгоняли, податей не платили, в армию не шли. Когда в их села для вразумления приходили войска, неплательщики собирали своей нехитрый скарб и делали ноги в сторону Сибири-матушки. До сих пор неплательщиков можно встретить в Якутии и Восточной Сибири. Даже советская власть в конечном счете махнула на них рукой.

Субботники

Секта, которая доставляла много головной боли как православным иерархам, так и еврейским раввинам. С екатерининских времен то и дело различным группам людей вдруг приходило в голову прочитать Биб­лию и выяснить, что евреи — избранники Бога, который по большому счету чихать хотел на все прочие народы, но готов был сутками зависать над Скинией Завета, чтобы как следует объяснить своим любимцам, как правильно ходить в туалет и чистить зубы.

А раз Богу угодны евреи, нужно было становиться евреями, не так ли? Субботники (которые также именовали себя найденышами, приемышами, жидовствующими, новоиудеями и проч.) соблюдали все иудейские традиции, посылали разведчиков в синагоги, чтобы в точности соблюдать все ритуалы, и иногда даже упрекали евреев в плохом знании своей традиции.

Евреи, которые никогда не горели желанием делать евреями всех вокруг и у которых без того была масса проблем со светскими и церковными властями России, горячо и искренне желали субботникам провалиться в геенну огненную.

Некоторые из субботников ухитрялись добраться до Палестины — правда, большей частью их вырезали арабы и выкашивали местные недружелюбные климатические условия. Окончательно вопрос субботников в России был решен в 70-х годах XX века, когда советская власть отправила их всех в Израиль, который, находясь в состоянии перманентной войны с окружающими арабскими странами, выразил готовность принять хоть чукчей, если те будут считать себя евреями и пожелают защищать святость родной израильской земли.

Бессмертники

Эти сектанты утверждали, что ни один человек, исполненный искренней веры, не умрет. Ведь так написано в Евангелии! Христос умер за нас и воскрес, и теперь все истинные христиане совершенно избавлены от смерти. Главное — горячо верить, и никогда хлад могилы не достигнет тебя. А если человек все же умирает — ну что ж, значит, сам виноват. Плохо верил!

Духоборы

Секта, которая верит одновременно в Христа и в переселение душ, считает преступлением любое насилие. Духоборы вскоре после своего появления очень понравились императору Александру Первому, который увидел в них «людей кротких истиннаго духа христианского» и тут же заселил ими Крым.

На землях, отобранных у крымских татар, духоборы мирно растили рожь и пшеницу под защитой штыков расквартированных тут полков, а татарам полагалось, взирая на духоборов, учиться у них кротости. Также духоборов подселяли на Кавказ и территорию современного Азербайджана. Их десантировали в местность, получавшую название вроде «Славяновка» или «Иванушково», и они исправно трудились и размножались там, не вступая в конфликты с населением, а как бы заражая его своей покладистостью и покорностью судьбе.

С воцарением Николая Первого сладкая жизнь духоборов закончилась. За отказ нести воинскую службу их стали сечь, сгонять в военные поселения, отправлять в Сибирь и натравлять на них православную церковь. В конце XIX века русская интеллигенция при активном участии Льва Толстого собрала средства и помогла большинству русских духоборов перебраться в Канаду. Там до сих пор проживают их потомки.

Американский фолк-певец Пит Сигер посвятил им свой хит Do as the Doukhobors Do («Поступай, как поступают духоборы»).

Дыромоляи

Маленькая, но яркая секта, полагающая, что молиться следует строго на восток, при этом тебе не должны мешать никакая стена и никакая преграда. Что делать, если окна в твоей избе направлены в другую сторону, да и открывать их зимой холодно? Сделай дырочку в восточной стене, заткни ее паклей, а надо будет помолиться — паклю вынь и в дырочку помолись.

Беседники

Верили в то, что Бога нет. То есть нет нигде, кроме как в человеке. А Христос — это мистический ключ, которым каждый может открыть свою душу, и тогда в нее войдет Бог.

Жили беседники большими коммунами с общим имуществом, причем мужскими общинами всегда руководила женщина, а женскими — мужчина, ибо они полагали, что «женской душе нужен мужской пригляд, а душе мужской — женский». Руководителей своих общин и вообще уважаемых людей вне зависимости от их пола беседники награждали титулами «христос», «саваоф», «богородица», «пророк» и «архангел».

Поэтому встретить там «богородицу Михея Саввича» или «христа Матрену Тимофеевну» было делом обычным. Невзирая на такое явное кощунство, беседников относили к «маловредным» сектам — видимо, потому, что к РПЦ они относились с огромным уважением, исправно посещали все службы, истово поклонялись иконам и щед­ро жертвовали на храмы.

Любушкино согласие

Расцветшая в XIX веке секта русского Севера, в которой считалось, что главное — это любовь. Да, во всех ее выражениях. Поэтому секту в официальных документах именовали не иначе как «самыми бесстыдными развратниками». Единственными, кому нельзя было заниматься друг с другом сексом, согласно правилам секты были венчанные супруги, ибо «любовь между ними была уж так велика, что и плотское здесь было вредным». Поэтому «любушкины» супруги искали плотской любви на стороне, а друг с другом жили в полном, но чистом духовном единстве.

Телеши

Телеши полагали, что, вступив в секту, они освобождались от грехов и были как Адам и Ева до грехопадения. Поэтому все свои тайные ночные богослужения они совершали будучи совершенно голыми: и поп, и прихожане.

Паниашковцы

«И вот до какой дурости народ доходит!» — писал чиновник, разбиравшийся в конце XIX века с новенькой сектой паниашковцев, последователей самозваного пророка Паниашки (он же схимник Алексей Гаврилов). Паниашковцы полагали, что человек, чистый от Бога, загрязняется нечистым духом, который в него входит (в Евангелии об этом подробно написано).

Поэтому человек изнутри начинает смердеть. А чтобы сохранить богоданную чистоту, после каждой молитвы и после каждой еды надобно громко пукнуть — изгнать из себя нечистый дух. Если же дух не изгоняется, то тело надлежит сечь розгами или хлыстом, пока требуемое действие не будет им произведено и дух не будет изгнан.

Сектантство было практически истреблено только с возникновением СССР — государством атеистов, которые, изгнав православную церковь с большой арены, одновременно уничтожили и все ее еретические ответвления. Религиозное сознание было объявлено вредной глупостью, молебны заменили партсобраниями, а службы — полит­информациями. Не имея под ногами питательной почвы веры, ереси сошли на нет, но сегодня переживают маленький ренессанс совместно с усилением роли религии в обществе.