Почему Александр Македонский не захватил Рим?
На модерации
Отложенный
В 280 году до н.э. царь Пирр высадился в Италии, чтобы начать войну против Рима. Она продлилась пять лет и закончилась неудачей. Пирру пришлось вернуться в свой родной Эпир. Великому греческому полководцу несколько раз удавалось побеждать римлян на поле боя, но из-за недостатка ресурсов и войск он не достиг своих целей. Когда стало очевидно, что римляне не сдадутся ни при каких обстоятельствах, война для него потеряла смысл.
Пирр на картине современного художника
Но что, если бы против Рима выступил сам Александр Македонский? Ведь он умер всего за полвека до того, Рим тогда был слабее, а армия великого завоевателя была намного больше, чем у царя Эпира. Как развивались бы события, если бы Александр захотел покорить Рим, спорили ещё в античности. Сами римляне, разумеется, считали, что они смогли бы дать отпор даже величайшему завоевателю и его непобедимой армии. У греков было иное мнение. Однако в реальности Александр Македонский никогда не строил планов покорения римлян. И на то имелись веские причины.
Кадр из фильма «Александр», 2004 г.
Направление завоевательных походов Александра было предопределено заранее.
Его отец Филипп II подчинил себе греческие полисы, оставив в наследство Александру объединённое греко-македонское государство. Но совсем рядом располагалась огромная Персия, постоянно угрожавшая войной грекам и не раз пытавшаяся их подчинить. Поэтому первоочередной задачей, стоявшей перед молодым правителем, была ликвидация персидской угрозы.
Александр Македонский. Картина современного художника
Даже захват столицы противника не гарантировал, что через какое-то время персы не соберутся с силами и не вернут былую мощь. Впоследствии, уже во времена Римской империи, Траяну удалось взять Ктесифон, столицу Парфянского царства. Но удержать завоёванное он не смог, вскоре римлян изгнали из этих земель. Александр же не допускал подобных ошибок. Разбив персидскую армию в битве при Гранике, он двинулся вдоль побережья Малой Азии на юг и вскоре завладел самыми богатыми провинциями персов.
Дарий III. Картина современного художника
Только после этого армия Александра отправилась вглубь континента и вновь встретилась с войском царя Дария III при Гавгамелах.
Персы опять потерпели сокрушительное поражение, их столица — Вавилон — была взята без боя. Завершив подчинение персидской державы, Александр направился дальше на восток, в Среднюю Азию и Индию. Его задачей было взять под контроль Великий шёлковый путь, что сулило огромные прибыли и укрепило бы экономическую мощь его будущей империи.
Походы Александра Македонского
В Индии он узнал, что впереди лежат бесплодные пустыни и тибетские горы, достающие до неба. Продолжение похода грозило гибелью его армии, поэтому Александр был вынужден повернуть назад. Но вернувшись в Вавилон, ставший столицей его грандиозной империи, Александр Македонский сразу же стал готовиться к новым войнам. Самой первой его жертвой должна была стать Аравия, лежавшая совсем рядом и таившая несметные сокровища. Завоевание Аравии к тому же позволило бы контролировать южные берега и всю морскую торговлю с Индией.
Македонская фаланга перед боем. Картина современного художника
Греческий историк I в. до н.э. Диодор Сицилийский считал, что дальше Александр планировал установить полный контроль над всем Средиземным морем, для чего в первую очередь хотел захватить Карфаген. Вполне возможно, что останься Александр в живых и завоюй он Аравию, следующий удар в самом деле был бы нанесён по Карфагену. Без сомнения, этот поход также завершился бы удачей. В таком случае империя Александра Македонского протянулась бы от Гибралтара до Инда, и вся мировая история пошла бы иным путём.
Самниты берут в плен римского солдата. Картина современного художника
А что же Рим, неужели Александр не обратил бы на него внимания? Вполне возможно. В то время римляне вели войны с местными племенами самнитов, причём с весьма переменным успехом. Они ещё не покорили этрусков, умбров и остальные италийские народы, а сам Рим всего несколько десятилетий тому назад был сожжён и дочиста разграблен вождём галлов Бренной. Жители греческих полисов, расположенных на юге Италии, о существовании Рима знали, а вот прочие греки и македонцы — вряд ли. В любом случае, судьба этого небольшого городка, расположенного в италийской глуши, Александра Македонского совершенно не интересовала.
Комментарии