Из старого доброго "Союзмультфильма" планируется сделать нечто вроде студии Disney
На модерации
Отложенный
Сегодня, 10 июня, исполнилось 85 лет со дня основания киностудии "Союздетмультфильм", которая стала известна всему миру как "Союзмультфильм". На студии за десятки лет были созданы шедевры советской мультипликации от "Ну, Погоди!" и "Кота Леопольда" до "Снежной Королевы" и "Простоквашино". Российская анимация пользуется успехом во многих странах мира, а картины "Маша и Медведь" и "Смешарики" давно стали интернациональными. Пандемия не ухудшила ситуацию в анимации, и эксперты прогнозируют рост рынка.
Россия - не самая передовая и технологически развитая страна, однако российская анимация в последние годы смогла выйти на международный уровень и завоевать миллионы поклонников по всему миру.
Один из ярких примеров - анимационный фильм "Маша и Медведь", созданный российской студией Animaccord. Забавная и хулиганистая Маша и ее друг Медведь стали популярными в 150 странах мира. В марте 2020 года мультфильм "Маша и Медведь" вошел в топ-10 самых популярных детских шоу в Европе, по данным международного агентства Parrot Analytics.
Как ранее рассказывал газете "Ведомости" директор студии Дмитрий Ловейко, производство одной серии "Маши" стоит $250 000. Компания обходится без инвестиций, но затраты многократно окупаются за счет продажи прав за рубеж на продукт и сопутствующие товары с изображением героев. C 2009 года товары под маркой "Маша и Медведь" стали производить 150 компаний по всему миру. В 2015 году выручка компании от продажи своей продукции по миру составила $ 225 миллионов. В 2016-м году владельцем блокирующего пакета "Маши и Медведя" стал инвестиционный фонд UFG.
Аналогичный успех ждал и еще один анимационный продукт российского производства, детский мультсериал "Смешарики" анимационной студии "Петербург". Приключения забавных круглых героев, которые не только попадают в смешные ситуации, но и помогают малышам извлечь из них полезные уроки, приобрели поклонников, как в России, так и в других странах.
В 2016 году права на показ мультфильма в США приобрела американская продюсерская компания Shout! Factory. В американский прокат фильм вышел под названием Kikoriki. Сумма сделки была небольшой и составила $150 000, однако производители рассчитывали на солидные отчисления от продаж сериала и сопутствующих товаров.
Еще одним подобным успехом можно назвать историю анимационного фильма "Три кота", выпущенного на созданной еще в "лихие 1990-е" студии "Метрафильмс". Историю о семействе котов и "одной кошечке" приобрел для показа в США американский телеканал Nick Junior, подразделение американского анимационного телеканала Nickelodeon, что дало возможность посмотреть его зрителям в 170 странах мира.
"Чиполлино" от Билла Мюррея
Находит своего зрителя в США не только российская, но и старая советская анимация. Знаменитые фильмы из золотой коллекции "Союзмультфильма" с успехом демонстрировались по американскому телевидению, а озвучивали такие шедевры как "Чиполлино" и "Золотая Антилопа" известные американские звезды, в числе которых Джессика Ланг, Билл Мюррей, Тимоти Далтон и знаменитый танцовщик Михаил Барышников. "После показа "Снежной королевы" и "Балерины на корабле" американская студия получила мешки писем, где был сплошной восторг и восхищение профессионализмом авторов", - рассказывает Finam.ru Анна Атаманова, дочь советского мультипликатора Льва Атаманова, автора этих фильмов.
Права на продажу мультфильмов в США в 1990-е годы приобрела американская компания Films by Jove, принадлежащая известному советскому актеру Олегу Видову и его супруге Джоан Борстейн. Как писало издание "Газета.ru", американской стороной была выплачена сумма в $500 тысяч, и были предусмотрены роялти в размере 39,5% от проката. "Мы отреставрировали эти мультфильмы буквально по кадрику", -вспоминал Видов в беседе с автором этой статьи.
Популярностью у международной аудитории пользовался и мультфильм, "Чебурашка", который обрел бешеную популярность в Японии. В 2013 году японский режиссер Макото Накамура снял мультфильм "Чебурашка и цирк", который был выполнен в стилистике оригинального мультфильма режиссера Романа Качанова.
Правда, историю успеха советских мультфильмов в США преследовали многочисленные скандалы. После смены руководства студии "Союзмультфильм" компания подала в суд на американскую компанию. Тяжба тянулась несколько лет, и в 2010 году Арбитражный суд Москвы признал недействительным договор между Films by Jove Inc. и арендным предприятием "Союзмультфильм". Впрочем, американская сторона решение не признала, и окончательную точку поставил российский миллиардер Алишер Усманов, который в 2007 году выкупил у Films by Jove коллекцию за сумму, которая, по данным источников близких к переговорам, могла составлять $5-10 миллионов.
"Союзмульфильм": запахи и звуки от "Сбербанка"
Сегодняшний "Союзмульфильм" празднует свое 85-летие выпуском парфюмерной коллекции с запахом популярных советских мультфильмов. Однако Атаманова, проработавшая художником на студии десятки лет, с грустью вспоминает "запахи" прежнего "Союзмультфильма": "Даже многие фильмы того времени, которые тогда казались проходными, сделаны отлично. Сейчас мы видим много неудачных "ремейков" советских анимационных фильмов, но они не идут в сравнение с предыдущими, хотя сегодня немало талантливых ребят. Уходит зерно мультипликатора-творца, людей со своими лицом, почерком".
Советское наследие: права от продажи шедевров советской классики по-прежнему приносят студии 20% доходов, 80% выручки дают лицензионные сборы, рассказывала в 2018 году в интервью РБК председатель правления компании Юлиана Слащева. По ее словам, после прихода на студию новой команды главным ее делом стало возвращение прав. До этого, как отмечала Слащева, "Союзмультфильм" "разбазаривал права на своих персонажей направо и налево, часто за копейки".
В июле 2020 года владельцем 80% студии стал "Сбербанк". Компания заявила, что совместное предприятие с банком, в которое на первом этапе инвестируют более 1 миллиарда рублей будет выпускать не только мультфильмы, но и художественные фильмы. Таким образом из старого доброго "Союзмультфильма" планируется сделать нечто вроде студии Disney, которая выпускает как анимационное, так и художественное кино.
Российская анимация, в которой кроме государственного "Союзмультфильма" задействовано немало частных студий, таких как "Мельница" с ее "Тремя богатырями", выдержала удар пандемии и аналитики, опрошенные изданием Forbes, прогнозируют 20%-ный рост этого направления.
В последние годы в России как грибы растут независимые анимационные студии, которые снимают самые разные анимационные фильмы, как для российской, так и зарубежной аудитории. Не меньшим спросом, чем детская анимация, у российской аудитории пользуется успехом анимация для взрослых.
После успеха в России таких западных мультфильмов для более взрослой аудитории, как "Гриффины" и "Симпсоны", российский телеканал "2X2" стал снимать собственные анимационные фильмы, которые также обрели культовый статус у поклонников. В ноябре 2016 года канал даже открыл собственную студию, где снимают такие популярные мультсериалы "для взрослых", как "Подозрительная сова", "Осторожно, Земляне" и другие. У студии есть даже собственная школа, где желающих учат снимать мультики.
Елизавета Стратилатова, одна из авторов популярного мультсериала "Бандитский Петербургер", рассказывает Finam, что попала в команду создателей анимации на канал "2X2" совершенно случайно: "Появилось предложение, сделала тестовое задание и меня взяли, а заинтересовалась потому, что все фантазии у тебя в голове можно спокойно перенести на бумагу, а потом из этого делается мульт. И если ты поймешь сегодняшний мир, то идея твоя взорвет его. Ты смотришь на это и опять становишься ребенком, но уже в старом теле".
Комментарии