Проектирование Сколково. Специальный репортаж.
Ироничный и открытый новым впечатлениям, он напоминает туриста в чистом поле. Парижанин Андреас Хейм во время интервью фотографирует подмосковные пейзажи для личного архива. Неудивительно, что мастер-план научного города Сколково из-под его пера вышел воздушным.
"Для нас слово "экологический" значит близкий к человеку, близкий к природе, поэтому первоначальный анализ места застройки Сколкова, его видов и пейзажей был чрезвычайно важен", - объясняет проектный директор генплана "Сколково" Андреас Хейм.
Мастер-план, предложенный бюро "Ареп", - это структура из извилистого бульвара, который соединяет 5 зон. В одной - космические технологии, в другой – гостевая зона, в третьей – медицинский центр, ядерные технологии и энергетика, в четвертой – жилые дома, в пятой – ядерные технологии.
"Главное, чтобы Сколково не стало искусственным пространством, которое могло бы возникнуть в любой точке планеты. Поселение не могло появиться нигде больше, именно с этой рощицей спереди, с той деревушкой сзади", - подчеркивает проектный директор генплана.
За возможность проектировать Сколково боролись лучшие архитектурные бюро планеты. До финала дошли только две концепции. Одна - от "Ареп" - близкая к природе, другая - от ОМА - близкая к сталинскому стилю, предполагающая грандиозные высотки и пересечения проспектов.
В итоге 2 проекта, вышедшие в финал конкурса "Сколково", оказались идеологическими противоположностями и даже напомнили специалистам непримиримый конфликт 30-х годов между советскими урбанистами и дезурбанистами. Почти век спустя в этой, если можно так сказать, возобновившейся борьбе победу одерживает наиболее естественная концепция. Отношение к этому дикому пока, прекрасному по-своему ландшафту будет максимально бережным. Город Сколково как будто растворится в подмосковной природе.
В Сколково приедут работать лучшие ученые планеты. Стажировки, гранты, учеба, контракты - форм пребывания здесь будет немало. Коктейль культур - чуть ли не главный принцип развития инновационного бизнеса сегодня.
Андреас Хейм поясняет: "Смешанность и коммуникация, возможность работать в постоянном диалоге… встретить коллегу из другой страны можно будет прямо на улице или в кафе. Он же - твой сосед, вон идет, по улице гуляет".
Соседями Сколкова станут крупные подмосковные города, жители которых, вероятно, смогут найти работу в инновационном центре.
Особое внимание - транспорту, недаром бюро "Ареп" связано с французскими железными дорогами. Необходимо предоставить возможность легко добираться до Москвы и аэропортов.
"Вот здесь у нас железная дорога, которая идет от Белорусского вокзала, эту станцию, я думаю, мы перенесем поближе к центру, - планирует Хейм. - Ты выходишь из поезда и через 200 метров уже центр Сколково".
На юге – железная дорога, ведущая на Киевский вокзал. Плюс автобусная линия, может быть, использование аэроэкспрессов.
- Так как МКАД очень близко, появится еще и отличная возможность добираться сюда на машине.
Несмотря на все российские автомобильные трудности, - считает Андреас Хейм.
- Да вы, наверное, просто не знаете, какие у нас на МКАД пробки чудовищные бывают.
-Знаю. Именно поэтому основную ставку мы все-таки делаем на общественный транспорт.
Он уже по-хозяйски просто относится к подмосковной глине на начищенных туфлях. Наверное, такая способность ощущать родство с территорией - часть профессии. Хейм не видит мусора у реки, где коротают досуг местные жители, он смотрит сразу в будущее: "Бульвар будет начинаться в технопарке, будет проходить по краю зеленой зоны с озером, здесь вот он будет закругляться, уходить в университетский кластер, ну и дальше уже жилая часть Сколково."
Бульвар, своеобразный хребет Сколкова, будет соединять кластеры. По нему будет удобно ходить пешком или ехать на велосипеде. Возможно, по городу будут перемещаться и электромобили.
"Вы видите Москва-Сити? Видите его башни отсюда? - показывает руководитель проекта. - Башню МГУ тоже, кстати, можно рассмотреть. Здесь ты чувствуешь себя одновременно на природе, но и в непосредственной близости от мегаполиса. Прямо в столице".
Уже через пару недель начнут строить здание "куб", сердце наукограда, которое станет главным публичным пространством. Там, вероятно, будут проходить конференции, семинары, выставки, концерты, приемы. Напротив него - зона спокойствия.
Что любопытно, почти во всех предложенных мастер-планах предполагалось, что эта зона останется примерно такой же, как она выглядит сейчас. В Сколкове обязательно будет зеленый парк с видом на озеро, где ученые смогут фантазировать, релаксировать, медитировать. Недаром разработчики проекта-победителя говорят, что порой самые блестящие идеи настигают ученых вовсе не в лаборатории и не за рабочим столом, а во время прогулки или на отдыхе с детьми.
Идеология нового поселения – это принцип четырех "э". Энергоэффективность, экономичность, эргономичность и экологичность. Четыре понятия, на которых строится наиболее реалистичный научный сценарий спасения человечества от конца света.
"Надо говорить себе – ок, будущее, скорее всего, будет отличаться от настоящего. Так как же мне к нему хорошо подготовиться? Не как это делается в научно-фантастических романах, а по-настоящему?", - говорит Хейм.
Что в Сколкове будет по-настоящему, а что останется утопией, рассуждать пока сложно. Впрочем, создатели проекта уверяют, что гарантия качества - как минимум, состав фонда Сколково. А в него входят два лауреата премии Притцкера, аналога Нобелевской в архитектуре, автор реконструкции нового музея в Берлине, декан Гарвардской школы дизайна.
"Это не просто маркетинг, - уверен проектный директор генплана "Сколково". - Задача иная - в «Сколково» просто должно быть хорошо. Тебе должно тут понравиться. Хотелось бы остаться или вернуться".
Еще одна характерная черта концепции группы "Ареп", одержавшей победу в тендере на застройку Сколкова, - это гибкость, способность подстраиваться под перемены, ведь проект рассчитан на десятки лет.
"Ты уезжаешь и думаешь потом – хм, а ведь это было хорошо! И говоришь своим друзьям - ты можешь поехать в Гарвард, но вообще-то в Сколково тоже неплохо. Проект должен выйти на такой уровень, где не только высококлассная наука - тут у меня как раз нет сомнений. Но чтобы люди думали: я не собирался ехать в Россию, но это оказалось хорошей идеей", - говорит Андреас Хейм.
Кстати, разработчикам проекта хорошо известен и термин brain drain - по-русски "утечка мозгов". Построить Сколково в трактовке французов "Ареп" значит разработать модель идеальной жизни. Своеобразный рай для умных мира сего, куда, возможно, захотят приехать и ученые, эмигрировавшие из России. Где будут счастливы еще и их жены, дети, родители. Одним словом, создать все условия для - условно - притока мозгов обратно. Назад. В будущее.
Комментарии