Белорусская оппозиция принялась шантажировать Евросоюз

На модерации Отложенный

С 5 июня белорусские оппозиционеры в Польше и Литве пикетируют наземные пункты пропуска на границе с Беларусью. Они угрожают заблокировать движение транспорта, если в течение четырех дней Евросоюз не выполнит их требования. Таким образом, борцы с режимом Лукашенко впервые показали зубы своим западным кураторам и пригрозили совершить противозаконные действия на территории ЕС.

Идея разбить палаточный городок на границе Польши и Беларуси принадлежит так называемому «Народному антикризисному управлению» во главе с Павлом Латушко.

«Мы не можем ждать, когда режим Лукашенко совершит очередное преступление. Мы не можем больше спокойно сидеть и ждать, когда Европа введет действительно эффективные санкции. Пора переходить к активным действиям. С 5 июня мы начинаем митинги с последующей блокировкой дорог на погранпункте Бобровники в Польше и других странах», — заявил Латушко, анонсируя новую акцию протеста.

Организовывать сколько-нибудь массовые выступления в самой Беларуси он уже не планирует. Последняя неудачная попытка была предпринята в марте. Тогда именно Латушко активно пиарил День воли и с упоением рассказывал, что 25 марта начнется «протестная весна».

В итоге на улицы никто не вышел. Поэтому «протестное лето» начинается не в Беларуси, а в Польше и Литве.

Поддержать коллегу поспешила Светлана Тихановская. «Я благодарю всех, кто присоединился и еще присоединится к этой акции, — говорится в сообщении на ее официальном Telegram-канале. — Нас много, и мы готовы добиваться справедливости в Беларуси самыми разными способами. Я рада, что все время появляются новые идеи и проекты, которые позволяют выразить наш протест — и внутри страны, и за ее пределами, и даже на самой границе».

Пламенные речи, красивые фотографии, демонстративное единство вождей — мероприятие в лучших традициях белорусской оппозиции. Но его смысловое наполнение отличается от того, что вы видели ранее.

Впервые Латушко и компания объектом своей критики наряду с Лукашенко сделали Евросоюз.

И даже пригрозили оказать на своих западных покровителей конкретные меры воздействия.

Требования протестующих сформулировал тот же Латушко. От Европейского союза он требует «немедленно ввести 4-й пакет и ускорить разработку 5-го пакета санкций против режима Лукашенко». От Минска — «немедленно открыть наземные границы со стороны Беларуси для свободного перемещения граждан».

Картина сама по себе весьма забавная: расквартированные в Польше политэмигранты чего-то требуют от Запада.

Не просят, а требуют! Будто имеют на это хоть какое-то моральное право.

 

С другой стороны, поводы для недовольства у них имеются. Не секрет, что четвертый пакет персональных санкций против режима Лукашенко обсуждался еще до задержания Протасевича. Но Евросоюз его до сих пор не принял.

А насколько тогда затянется утверждение пятого пакета, в котором предположительно должны фигурировать бюджетообразующие предприятия Беларуси? Даже президент Литвы призывает основательно просчитать последствия всех возможных санкций.

Очевидно, инцидент с самолетом Ryanair принципиально не повлиял на позицию Западной Европы, которая не хочет ставить крест на экономических отношениях с Беларусью.

И это возмущает сторонников идеи «удушения» режима Лукашенко.

Промедление Брюсселя они воспринимают как попытку «заболтать» проблему, дождаться, пока мировая общественность вообще забудет о Протасевиче (точно так же, как она забыла об Алексее Навальном).

Чтобы этого не допустить, Латушко и его непосредственные кураторы готовы пойти на крайние меры. По сути, беглый белорусский дипломат заявляет о намерении демонстративно нарушить закон — заблокировать движение автомобильного транспорта на пункте пропуска Бобровники.

Сам он заворачивает это в обертку безобидной акции, хотя его действия совершенно точно должны быть квалифицированы как противоправные.

Нечто подобное мы уже наблюдали на Украине. Как известно, до 2017 года несколько крупных предприятий Донецкой народной республики (ДНР) работали в украинской юрисдикции. Территориально они находились на неподконтрольной Киеву территории, но продолжали контролироваться олигархом Ринатом Ахметовым. До тех пор, пока ветераны АТО во главе с Семеном Семенченко не заблокировали железную дорогу, по которой на эти заводы доставляли сырье и вывозили в обратном направлении готовую продукцию.

Команда Порошенко поначалу возмущалась действиями «атошников». Когда же ДНР взяла под внешнее управление отрезанные от Украины предприятия, риторика официального Киева резко поменялась — он поддержал блокаду Донбасса.

В Польше ситуация складывается аналогичным образом.

Если белорусские «протестуны» начнут блокировать дороги, их никто не скрутит, не посадит в СИЗО, не привлечет к уголовной или административной ответственности.

Они же святые борцы с режимом Лукашенко! С их помощью легко можно парализовать работу погранпунктов с Беларусью.

Обратите внимание на слова Латушко: «…Мы начинаем митинги с последующей блокировкой дорог на погранпункте Бобровники в Польше и в других странах». То есть глава «Народного антикризисного управления» даже не рассматривает вариант, что его требования могут выполнить. Участники акции протеста заточены на переход к незаконным действиям. Они говорят об этом открыто, пытаясь угрожать руководству Евросоюза.

А вот еще одна любопытная запись, опубликованная Telegram-каналом Павла Латушко: «Если требования не будут выполнены, на четвертый день акции участники начнут блокировать движение. Все действия согласованы с властями Польши!»

Как понимать эти слова? Заблокировать работу пограничного пункта пропуска означает нарушить закон. Власти Польши, казалось бы, не могли санкционировать подобные действия — это нонсенс.

 

Но Латушко говорит, что все в порядке. Кто-то дал ему добро на то, чтобы перекрыть автомобильные дороги, по которым должны ехать белорусские фуры.

В любом случае, этот «кто-то» рискует открыть ящик Пандоры.

Если позволить белорусским политэмигрантам пренебречь законом, то они в полной мере осознают свое привилегированное положение.

В таком случае, почему бы им не делать в Польше и Литве все то, что они делали у себя дома?