Верность по-японски

На модерации Отложенный

Она прожила с Рихардом Зорге всего 6 лет, но осталась ему верной до конца жизни.

Зорге, Гиндза и японские женщины Рихард Зорге, Разведчик, Япония, Длинопопост, Мужчины и женщины, Длиннопост

Исии Ханако познакомилась с ним когда он отмечал свой день рождения, ему тогда исполнилось 40 лет.

Исии Ханако в своей книге «Мой муж Зорге» пишет об этой встрече: «Этот посетитель пристально смотрел на меня, слегка наклонив голову. “Вы – Агнесса? (псевдоним Ханако во время работы официанткой в «Райнгорудо».

-“Да, это я”. “Меня зовут Зорге” – и протянул руку. Пожимая его большую ладонь, я была поражена, насколько его мягкий тёплый голос не соответствовал этому волевому лицу».

Рихард Зорге был обаятельным и остроумным мужчиной. Он принимал участие в автомобильных гонках, любил на мотоцикле промчаться по городским улицам. Увлекался женщинами, умел красиво за ними ухаживать.

Зорге, Гиндза и японские женщины Рихард Зорге, Разведчик, Япония, Длинопопост, Мужчины и женщины, Длиннопост

           Ханако Исии

С Рихардом Ханако познакомилась в 1935 году. В тот период своей жизни она работала в ресторане «Рейнгольд».

Через несколько дней они встретились в магазинчике граммофонных пластинок. В благодарность за попытки скрасить день рождения Рихард предложил Исии выбрать подарок. Японке понравилась … «Дубинушка» в исполнении гениального Шаляпина. Слушать музыку они отправились домой к Рихарду, а вскоре Ханако перебралась к нему насовсем. 

 

 Ханако всегда считала своего гражданского мужа журналистом-восточником. Она любила его и старалась сделать жизнь Рихарда удобной. После нападения Германии на СССР он оказался на грани нервного срыва. По воспоминаниям Исии, тогда она впервые увидела его в таком состоянии.

Раньше она даже представить не могла, что когда-нибудь увидит плачущего без слез Рихарда. Ханако обняла его, стала гладить по спине, успокаивая. В ответ на удивленные вопросы муж поднял лицо и ответил, что ему тяжело без близких и друзей. Тогда Ханако решила, что одиноким его делает работа.

 

Зорге был арестован в 1941 году и через три года казнен. Ханако тоже арестовали, но после шести дней допросов отпустили — следователь поверил Зорге, что девушка ни в чем невиновна.

Очень долго Исии ничего не знала о судьбе мужа и его товарищей. Только в 1945 году на страницах газеты американской армии она увидела имя Рихарда в очень коротенькой заметке.

Более подробный рассказ о советском разведчике она встретила в журнале «Секей-джип» в 1948 году. Из статьи она узнала, что муж захоронен на кладбище Дзосигая в общей могиле. Место захоронения было отмечено скромной деревянной табличкой, которую кто-то скоро забрал на дрова. От могилы разведчика не осталось никакого следа.

Исии разыскала адвоката Асанума, защищавшего на процессе Зорге. Вместе с ним она два года осаждала администрации тюрьмы и кладбища, добиваясь разрешения отыскать и захоронить по-человечески прах любимого. Над ней издевались, ее презирали, но все-таки уступили. В 1948 году гроб был найден на участке среди захоронений бродяг и бездомных.

Женщина опознала прах мужа по пряжке на ремне, золотым коронкам, поставленным после аварии, следам старого ранения на ноге и ботинкам. Перезахоронить прах Ханако не могла, потому что не было денег. Их хватило только на кремацию, и урну с прахом около года женщине пришлось хранить дома.

Настойчивая женщина все-таки нашла способ для получения необходимых средств. Она написала о разведчике книгу-воспоминание и на гонорар купила участок на кладбище Тама. Там же покоился Одзаки — друг и сподвижник советского разведчика. Исии отвезла на кладбище урну и установила на могиле большой валун. Новый памятник был поставлен в 1959 году на собранные японским обществом средства.

В 1967 году останки разведчика перезахоронили оккупационные американские власти на токийском кладбище Тама. Разведчику были отданы все воинские почести.

 

Двадцать лет в СССР не признавали Зорге своим разведчиком. Ханаки расплакалась, когда давала первое интервью советскому журналисту. Она сказала, что двадцать лет ждала русских, чтобы рассказать им о Зорге. Эта история любви кажется нам очень романтичной. Но тот, кто хотя бы приблизительно знаком с японским менталитетом, может представить, что пришлось пережить женщине. Над ней постоянно издевались и смеялись (а это в Японии страшно), презирали, называя «японской подружкой».

В 1964 году заслуги разведчика были признаны, и Ханако назначили пенсию как вдове офицера. Она несколько раз бывала в СССР. В 2000 году Исии умерла. В последний путь она отправилась с золотым кольцом, сделанным из тех самых коронок Зорге. Она носила его всю жизнь.