Как большевики подавляли восстание тамбовских крестьян

На модерации Отложенный

Весной этого года – столетие зверского подавления большевиками восстания тамбовских крестьян.

 

 

 

Переход к НЭПу – очередной обман большевиков

Массовые восстания крестьян против советской власти в Тамбовской губернии начались летом 1919 года. Во главе мятежа стал эсер, бывший начальник Кирсановской уездной милиции Александр Антонов. Вскоре действия отрядов антоновцев охватили не только Тамбовскую, но и соседние части Воронежской, Пензенской, Саратовской губерний. Больших городов мятежники не умели брать, а в деревнях и маленьких городках «грабили» награбленный большевиками у крестьян же хлеб, отдавали его крестьянам, нападали на представителей оккупационной власти, нарушали её линии связи.

 

 

 

После окончания гражданской войны на юге России военные действия Красной Армии против антоновщины приобрели характер самостоятельной военной кампании. В ней на начало 1921 года было задействовано более 55 тысяч штыков и сабель, бронепоезда и авиация.

Перед началом решительных операций советское руководство решило объявить о переходе к «новой экономической политике». Мол, продразвёрстка прекращается, на крестьян возлагается только посильный сельхозналог, они сами торгуют своей продукцией, пусть только выдадут зачинщиков и тайники с оружием. Поскольку советская власть уже много раз обманывала крестьян, это было воспринято как очередной манёвр с целью обессилить повстанцев.

Антонов выдвинул встречные политические требования. Вся власть в России должна принадлежать избранному на всеобщей основе Учредительному собранию, причём коммунисты в его состав не допускались. Над Лениным, Троцким, другими руководителями ВКП(б) и ВЧК должен быть учреждён открытый гласный всенародный суд. На съезде «Всероссийского крестьянского союза» (охватывавшего только уезды четырёх губерний) эта программа была принята единогласно как основа требований повстанцев. Отвоевать себе родину или умереть – третьего выхода у них не было.

Главное командование расправой над тамбовскими крестьянами было поручено бывшему подпоручику царской армии, командарму РККА Михаилу Тухачевскому – впоследствии одной из «жертв» сталинских репрессий. Комиссаром был назначен Владимир Овсеенко.

 

 

Участники Тамбовского восстания

 

Участники Тамбовского восстания

Беременные женщины и младенцы как заложники для большевиков

11 июня 1921 года Тухачевский и Овсеенко издали приказ о беспощадном терроре:

«1.

Граждан, отказывающихся называть своё имя, расстреливать на месте без суда. 2. Селениям, в которых скрывается оружие, властью уполиткомиссии или райполиткомиссии объявлять приговор об изъятии заложников и расстреливать таковых в случае несдачи оружия. 3. В случае нахождения спрятанного оружия расстреливать на месте без суда старшего работника в семье. 4. Семья, в доме которой укрылся бандит, подлежит аресту и высылке из губернии, имущество её конфискуется, старший работник в этой семье расстреливается без суда. 5. Семьи, укрывающие членов семьи или имущество бандитов, рассматривать как бандитов, и старшего работника этой семьи расстреливать на месте без суда. 6. В случае бегства семьи бандита имущество таковой распределять между верными Советской власти крестьянами, а оставленные дома сжигать или разбирать. 7. Настоящий приказ проводить в жизнь сурово и беспощадно».

Комиссар Овсеенко пытался «ограничить» такую меру – судя по результатам, безуспешно.

 

 

Первые пять маршалов (слева направо): Тухачевский, Ворошилов, Егоров (сидят), Будённый и Блюхер (стоят)

 

Первые пять маршалов (слева направо): Тухачевский, Ворошилов, Егоров (сидят), Будённый и Блюхер (стоят)

Химическая война против тамбовских крестьян

На следующий день Тухачевский и его начштаба Николай Какурин (тоже из «бывших царских» и одна из жертв сталинской «чистки») разъяснили, что нужно делать для успешного подавлении восстания:

«1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось. 2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов. 3. Начальникам боевых участков настойчиво и энергично выполнять настоящий приказ».

 

 

Н. Е. Какурин в 1916 году

 

Н. Е. Какурин в 1916 году

Химические снаряды, коих для проведения операции большевики выпустили свыше 500 боеприпасов под наблюдением германских технических специалистов, вопреки общему мнению, не оказали существенного воздействия на подавление восстания. Их боевая эффективность против бойцов, применявших партизанскую тактику в лесах, оказалась ничтожна.

Региональная война на Тамбовщине длилась целых полтора года. Только летом 1922 года большевикам удалось, использовав переодетых агентов из числа бывших повстанцев, выманить и подстрелить Антонова.