Маркс. Это только начало.
На модерации
Отложенный
Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в немецком городке Трир на Рейне, в многодетной интеллигентной еврейской семье адвоката Леви Мордехая Маркса, выходца из семьи раввина, перешедшего в 1816 г. из иудаизма в протестантизм. В 6 лет Карл был крещен и воспитывался в немецкой культуре. Отец Маркса заботился о духовном развитии и образовании сына. В 1830-1835 г. Карл учился в гимназии города Трира. С 1835 г. на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. в Берлинском университете. В 1841 защитил диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и получил степень доктора на философском факультете Йенского университета.
Затем Маркс стал сотрудником, а вскоре и редактором «Новой Рейнской газеты». Он определил программу печатного органа: ликвидация прусских и австрийских государств и создание единой республиканской Германии. В своих статьях призывал к борьбе за социальные преобразования. Вряд ли это могло понравиться монархам и в 1843 году газету закрыли "за радикализм".
В том же году Маркс женился на любимой им с 16 лет юной Дженни фон Вестфален, дочери барона. Обе семьи были против неравного брака, но Дженни тоже любила Карла, и их союз оказался прочным. И сразу переезд в Париж, где Маркс стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник». В 1844 году - знакомство с Фридрихом Энгельсом, начало их дружбы и активной совместной работы. В те годы он писал знаменитые ныне «Экономическо-философские рукописи 1844 года», не закончил, изданы они была лишь в 1932 году.( Жаль. что её не читал Ленин) Написана была и небольшая, но очень популярная работа «Тезисы о Фейербахе» - о сути и специфике философии.
В 1845 году переезд в Брюссель и выход в свет первой совместной с Энгельсом работы «Святое семейство», в которой обосновывалась решающая роль народных масс в истории. Там же ими написана «Немецкая идеология», в которой излагались принципы исторического материализма. В 1848 году по просьбе деятелей рабочего движения написан «Манифест Коммунистической партии». С 1849 года Маркс и Энгельс жили в Лондоне, Маркс работал над «Капиталом», а материальную поддержку он, болезненный глава уже многодетной семьи, получал от друга Энгельса, сына текстильного фабриканта.
Взгляды Маркса формировались под влиянием немецкой спекулятивно-идеалистической диалектики Гегеля и либеральных младогегельянцев, отрицавших одиозные мотивы гегелевского учения о становлении абсолютного "Духа" и подчеркивавших роль рационального активного личностного фактора в истории.
Существенное влияние на Маркса оказал Л.Фейербах, с его диалектической критикой религии, особенно в книге "Сущность христианства ". Повлияли также и английская политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо) и французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).
Марксизм действительно возник в ответ на реальные вызовы истории, его изучают в университетах всех стран. Без знакомства с ним трудно понять и современные социально-философские концепции и разобраться в социальной реальности. Один из основателей современной теории постиндустриального общества Д. Белл сказал: «Все мы — постмарксисты».Но это конечно не значит что "Учение Маркса всесильно потому что оно верно" как сказал Ленин. Не всё верное всесильно и не всё всесильное верно.
Маркс не предназначал свои теории для России, более того, он был противником русской революции и резким критиком внешней политики Российской Империи, он считал русских жертвами Орды, за что Маркса называют русофобом, но именно марксизм оказал особое влияние на Россию 20 века. Ученме Маркса следует рассмотреть непредвзято, без стараний оправдать или отбросить. Марксизм в современной России уже давно вернули из заоблачных высот непогрешимости в историю, поставили в ряд с другими теориями, перестали считать «подлинно научным» и «единственно верным». Тем более что не всё научное верно, и не всё верное научно.
Уже в ранней статье "К еврейскому вопросу" Маркс раскрывает "торгашескую сущность еврейства" и выступает против утверждения младогегельянца Бруно Бауэра о том, что эмансипация евреев, как и всякого другого народа, есть в первую очередь освобождение от религии. Вопрос о преодолении религии Маркс ставит в прямую связь с преобразованием общественного строя, поскольку религия – основа самоотчуждения человека, нечто принципиально враждебное подлинности человека. Её нельзя запрещать, она сама должна отмереть за ненадобностью в результате роста образованности людей и социальных преобразований. Её преодоление станет возможным тогда, когда "отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой».
Во введении к работе "К критике гегелевской философии права" Маркс пишет, что не религия создает человека, а человек создает религию, "религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял". Религия создается обществом, "превратный мир" создаёт превратное мировоззрение.
Маркс рассматривает религию как социальное явление и не сводит её к мифам и заблуждениям, обусловленных невежеством.
Он рассматривает её как объективную общественную потребность в иллюзорном восполнении действительности. Он пишет: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья».
Часто искажают эти слова и говорят «опиум для народа». На самом же деле слова «Религия – опиум народа» взята Марксом у немецкого писателя- романтика Новалиса (1772-1801). Эту фразу часто трактуют как признание наркотической роли религии, ведь опиум в те времена применялся как обезболивающее средство и продавался в аптеках без рецепта. Поэтому и написал: «опиум народа», а не для народа.
Основные черты философии Маркса
Во-первых, Маркс исходит из принципа деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика является основой, источником, целью познания, критерием оценки истинности наших знаний. Надо выкинуть из головы разную философскую блажь, говорит Маркс, и взяться за изучение позитивной реальности, разорвать завесу философии и увидеть реальность такой, какой она есть. Отсюда (а вовсе не из противопоставления общественного бытия и общественного сознания по схеме «что первично») возникает материалистическое понимание истории. Не только производственная и экономическая деятельность, но и уровень культуры, участвующих в производстве людей определяют способы, которыми осуществляется материальное производство, определяют отношения между людьми, в которые они вступают в процессе производства. Особо важны отношения собственности. И как только консервативные производственные отношения перестают соответствовать более динамичным производительным силам, между ними обостряются противоречия и назревает необходимость в смене общественно-экономической формации.
Во-вторых, Маркс и Энгельс объединили диалектику и материализм. Дело в том, что диалектика как концепция связи и развития была в основном идеалистической, а материализм в гегелевско-марксистской терминологии – «метафизическим». Боюсь утверждать, что Маркс и Энгельс распространили материализм на общество. Скорее наоборот, исследуя общественно-экономическую жизнь, они создали то направление философского мышления, которое было названо Энгельсом и Плехановым «диалектическим материализмом». Так стали называть и официальную философию господствующей в СССР идеологии «марксизма-ленинизма». Термин фактически ввёл в советский официоз Сталин.
Маркс не писал систематических трудов по философской проблематике. Его философские мысли разбросаны в разных публикациях и письмах. «Традиционную философию» как спекулятивную метафизику Маркс и Энгельс не жаловали:
«Современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии… из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., Т.19. С. 207).
Это похоже на формировавшиеся примерно в то же время позиции основателя позитивизма Огюста Конта, на позитивистское уважение к положительному и обоснованному знанию, избегающего надуманных фантазий. Это были идеи, которые носились в воздухе рационалистического XIX века. Но Маркс и Энгельс не отрицали важной роли философии. Энгельс утверждает: «Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют и бранят её. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют... то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений». (Там же, Т. 20, С. 524—525). Оба высказывания не противоречат друг другу а подчеркивают важность и естествозания и логики и теории познания.
В-третьих, философия марксизма, пожалуй, впервые в истории заявила о себе как о философии социального критицизма. Аутентичному, неискаженному марксизму чужда созерцательность, абстрактное возвышение над жизнью, защита интересов власти. Маркс отмечает, что философское сознание всегда втянуто в водоворот социальной борьбы, «но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими (Там же, Т.1, С.379). Так Маркс приходит к идее единства теоретической критики и критической практики.
Комментарии