Грабь награбленное, или конец эпохи оффшоров
На модерации
Отложенный
Сенсационно закончилась двухдневная встреча министров финансов стран Большой Семерки в особняке Ланкастер-хаус в центре Лондона. Эпоха оффшоров закончилась, теперь ТНК будут платить налог на прибыль не менее 15% вне зависимости от юрисдикции.
Министры финансов стран G7 договорились, что минимальный налог на прибыль крупных корпораций должен составлять не менее 15%. Договоренности, достигнутые на министерской встрече, должны лечь в основу дискуссий по финансовым аспектам лидеров Группы семи, когда они соберутся на следующей неделе. Великобритания намерена провести саммит в традиционном формате с 11 по 13 июня в курортном городке Карбис-Бэй на Атлантическом побережье полуострова Корнуолл.
Впервые предложение установить этот налог в размере не менее 15% было озвучено 20 мая Министерством финансов США. В то же время, как утверждали британские СМИ, ряд государств G7, например, Япония и Великобритания, выступали за более высокую налоговую ставку. Власти США выдвинули соответствующую инициативу в связи с тем, что все большее число американских IT-гигантов выводят прибыль в юрисдикции с более щадящими условиями налогообложения.
Минфин Соединенных Штатов заявлял, что сейчас, когда мировой налог на корпорации на практике установлен на нулевом уровне, происходит снижение национальных корпоративных налогов. Это подрывает возможности США и других стран увеличивать доходы, необходимые для осуществления критически важных инвестиций.
В первую очередь принятое решение глав финансовых ведомств Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии направлено на мировых IT-гигантов, таких как Facebook, Google, Apple, Amazon. Соглашение призвано создать условия, при которых технологические компании не будут выводить прибыль в юрисдикции с более льготным налогообложением. Как ранее предупреждали эксперты, подобное решение «семерки» может сильно ударить по оффшорам, где налоговые ставки либо обнулены, либо составляют около 10%.
Ну и заявления министров финансов стран Большой Семерки по итогам встречи:
1. Глава Минфина Франции Брюно Ле Мэр считает исторической договоренность министров финансов стран Группы семи (G7) о том, что минимальный налог на прибыль крупных корпораций должен составлять не менее 15%.
«Мы достигли соглашения по вопросу международного налогообложения XXI века, это историческое и амбициозное соглашение. Впервые за долгие годы страны G7 смогли опередить правила международной системы налогообложения XXI века. Франция гордится достижением такой договоренности. В течение последних четырех лет мы на разных уровнях — в ЕС, на международной арене — боролись за справедливое налогообложение. Минимальный налог в 15% — это отправная точка. В ближайшие месяцы мы будем бороться за то, чтобы эта минимальная ставка корпоративного налога в дальнейшем была настолько выше, насколько это возможно. Борьба, в частности, продолжится в рамках G20 и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)».
2. Вице-канцлер, министр финансов ФРГ Олаф Шольц назвал «налоговой революцией» решение стран Группы семи (G7) по минимальному налогу на прибыль крупных корпораций. Об этом говорится в распространенном в субботу заявлении политика.
«Решение G7 по справедливому международному налогообложению является историческим.
Это очень хорошая новость для налоговой справедливости и солидарности, и плохая новость для налоговых «оазисов» по всему миру».
3. Риши Сунак, глава Минфина Великобритании, председательствующей в текущем году в объединении, страны Семерки полагают, что налог с прибыли транснациональных корпораций должен взиматься в тех государствах, где они зарабатывают за счет предоставления своих товаров или услуг, а не только исходя из места их регистрации.
«Я рад сообщить, что сегодня, после нескольких лет дискуссий, министры финансов G7 достигли исторического соглашения по реформированию мировой налоговой системы, чтобы адаптировать ее к глобальной цифровой эпохе. При этом чрезвычайно важно гарантировать, что эта система будет честной, а правильные компании будут платить правильные налоги в правильных местах, что принесет огромный выигрыш для британских налогоплательщиков. G7 договорилась о принципах введения минимального корпоративного налога на крупные корпорации размером не ниже 15%, который будет действовать на пострановой основе, создаст более равные условия для британских компаний и приведет к прекращению практики уклонения от уплаты налогов. Мы сошлись в важности совершенствования соглашения, включая обе его составляющих, и ожидаем достичь соглашения в июле на встрече министров финансов и глав ЦБ стран G20».
PS. Французы прямым текстом заявили — 15% это для начала. Дале буде боле. Голландцы и ирландцы уже орут — «А нас за що?». Так за щоку, как обычно. Сейчас-то и посмотрим, как запоют эти постиндустриальные экономики, привыкшие вариться на чужом труде.
Особенно веселит то, что «в первую очередь принятое решение глав финансовых ведомств Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии направлено на мировых IT-гигантов, таких как Facebook, Google, Apple, Amazon». Ну чего, Цукер? Оно тебе было надо, валить Трампа? Помогли тебе ирландские оффшоры?
Британцы уже предлагают прибыль FAAG, полученную в Королевстве, облагать по схеме — 10% налога на прибыль уходит в США, 5% остается в Великобритании. Типа ну хоть что-то.
Между тем, в отличие от «Ай-Ти гигантов», просто перенаправляющих денежные потоки в оффшоры с выгодой для себя, производственные и логистические ТНК могут перейти на формы взаимозачётов между собой и внутри своих подразделений, вообще лишая государства каких бы то ни было налоговых доходов. Причём, не все государства сразу, а любые несколько «по списку».
И вовсе не факт, что ТНК выберут какую-нибудь Боливию, к примеру, а не ту же Великобританию, к примеру. Вот тогда будет потеха так потеха. И какой тогда закон к ним применить, если они и там, и там, и здесь, и ещё вот там, там, там..? Никто же не отменял снижение издержек бизнеса? Мне вот просто интересно, что будут делать государства, если такой сценарий всё же приключится.
Для тех, кто не понял, о чем речь: подобную схему взаимозачетов использует, например, Hyundai. Поскольку у них буквально всё своё — от стали и масла до микросхем, они могут рисовать совершенно любые обороты внутри концерна и произвольным образом регулировать рентабельность любого отдельного сегмента. Надо показать рост доходов металургов — просто начинаем покупать свою сталь по более высокой цене. Надо показать прибыльность автопрома — он начинает получать компоненты по цене ниже себестоимости, и всё, доходность производства автомобилей взлетает выше ели, не ведая преград.
Комментарии