ГОСУДАРСТВО по Платону.
На модерации
Отложенный
Платон, автор сочинения «Государство», считал, что идеальное государство — это справедливое правление лучших и благородных. Он разработал модель идеального государства. Согласно модели все свободные граждане подразделяются на три сословия: философы (правители), воины (охрана государства) и работники производительного труда (земледельцы, ремесленники, купцы). Во главе государства стоят философы — мудрецы. Они выполняют эту миссию, так как им свойственны мудрость и добродетель. Правители осуществляют свою деятельность без издания законов. Платон выступает за общественную собственность. Он считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философов и воинов он лишает возможности иметь имущество, а чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, Платон считал, что жёны для них должны быть общими. Наличие семьи и частной собственности допускалось только для низшего сословия.
По мнению Платона, существуют неправильные и правильные формы правления.
К неправильным формам относятся: тимократия (власть храбрых и честолюбивых), олигархия (власть богатых), демократия (власть народа), тирания (власть беззакония, произвола и насилия), а к правильным — монархия (власть одного правителя) и аристократия (власть мудрых и знающих). Правильные формы правления должны основываться на справедливых законах.
Платон считал, что цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных.
Комментарии
1. «ГОСУДАРСТВО по Платону».
ГОСУДАРСТВО – оно государство по Определению.
«Платон, автор сочинения «Государство», считал, что идеальное государство — это справедливое правление лучших и благородных».
Платон не «считал» – считают счетоводы, – Платон мыслил.
«Идеальное государство» – Государство по ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Платон был недалёк от истины, говоря о «справедливом».
Справедливость – это значит, с ПРАВОМ, – правоотношения, а не «правление лучших» худшими.
Человек – не объект управления, а субъект права.
«Платон выступает за общественную собственность».
Скорее всего, это просто мнение автора.
Собственность есть ПРАВО на имущество.
Платон не мог не различать различное – Имущество и Право на него.
Право не принадлежит никому, и не бывает ни «общественным», ни «частным».
Имущество каждого из собственников может находиться в ОБЩЕМ пользовании.
«Он считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу».
Здесь Платон (или автор?) вплотную приблизился к ОПРЕДЕЛЕНИЮ Государства.
ГОСУДАРСТВО – это ОБЩЕЕ ДЕЛО ЛЮДЕЙ.
.
2. «По мнению Платона, существуют неправильные и правильные формы правления».
Мнение – это необоснованное суждение.
Управление (в области социальных отношений) – подчинение, принуждение.
Власть – навязывание воли, – управление, – есть НАСИЛИЕ.
Правильными могут быть только РАВНЫЕ отношения.
«Правильные формы правления должны основываться на справедливых законах».
Насилие (управление) справедливым не бывает. И это ПРАВИЛЬНО.
Законы «управления» справедливыми не бывают – закон есть ограничение права.
Законы и правила нужны для тех, кто понятия не имеет о ПРАВИЛЬНОМ.
А если говорить о том, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ – должно быть ПРАВОСОЗНАНИЕ, вместо «справедливых законов».
«Платон считал, что цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело».
Государство не является субъектом – «цели» есть только у людей.
«Справедливое общежитие» – следствие ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Каждый = ВСЕ.
«Каждый должен» – все «должники».
Каждому «делать своё дело» – это про экономику (хозяйственную деятельность человека).
Государство, его СОЗДАНИЕ – это общее дело всех людей.
.
3. «Государство должно выражать интересы всего общества…».
Государство никому ничего не должно (не субъект) – должниками бывают только люди.
Общество – его ещё только предстоит построить.
Интересы людей могут выражать только сами люди.
«Единство государства возможно, если…».
Неединое – не Государство.
Возможно или Государство – или ОПГ, в отсутствие Государства.
.
Увы мы живём в мире где меньшинство решает как жить большинству, создаёт порядок и к сожалени для себя любимых... так что далеко нам до Платоновских идей (а тем более в современном понимании)