Лукашенко сделал шаг к признанию республик Донбасса

На модерации Отложенный

Президент Беларуси Александр Лукашенко пригласил представителей Генеральной прокуратуры Луганской народной республики (ЛНР) посетить Минск и допросить арестованного Романа Протасевича. На Украине поспешили обвинить его в признании «марионеточных правительств Кремля». И хотя об официальном признании говорить пока рано, истерика Киева вполне объяснима: белорусский лидер действительно сделал серьезный шаг к легитимизации Минском республик Донбасса.

Как известно, основатель проекта «Нехта» Роман Протасевич проходил службу в рядах украинского неонацистского батальона «Азов» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru). Власти ЛНР уличили его в причастности к военным преступлениям: обстрелам мирных жителей и уничтожению гражданской инфраструктуры. И даже направили Беларуси запрос с просьбой о проведении следственных действий с участием задержанного «журналиста».

Их обращение не осталось без ответа. Отреагировал на него лично Лукашенко, сделав два резонансных заявления.

Во-первых, президент Беларуси пригласил представителей ЛНР посетить Минск и лично допросить Протасевича. Во-вторых, он предположил, что координатору белорусского «майдана» в Луганске грозит смертная казнь.

Хотя в самой непризнанной республике его слова поспешили опровергнуть.

«Мы правовое государство, где существует приоритет прав и свобод человека. Поэтому товарищ Протасевич может не беспокоиться, ему грозит справедливое судебное решение с абсолютно вменяемыми сроками», — заявила замминистра иностранных дел, председатель спецкомиссии по сбору и фиксации военных преступлений Украины против ЛНР Анна Сорока.

Украинская сторона тоже отреагировала — оперативно и ожидаемо нервно.

«Заявление Лукашенко о том, что он предложил Путину, чтоб "следователи" из ОРЛО приехали в Беларусь и допросили выкраденного КГБ-ФСБ главреда Nexta Романа Протасевича, можно рассматривать как де-факто признание режимом Лукашенко марионеточных "республик", — заявил член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Сергей Гармаш. — Причем показательно, что приглашения марионеточным "следователям" "республик" он отправил через истинную вторую сторону конфликта — президента России. Конечно, после этого у Москвы практически не может быть аргументов против переноса переговорного процесса из Беларуси в другую страну. После этого заявления Минск уже открыто перестал быть нейтральным».

Пожалуй, это тот редкий случай, когда украинские переговорщики по Донбассу адекватно оценивают ситуацию. О согласии взаимодействовать с правоохранителями ЛНР Лукашенко действительно заявил на совещании по сотрудничеству с Россией. Дословно сказал следующее: «Я напомнил президенту Путину, что возбуждено уголовное дело, и сказал, что если у них (следователей из Луганска — прим. RuBaltic.Ru) будут вопросы к ним (задержанным оппозиционерам — прим. RuBaltic.Ru), — милости просим к нам, пожалуйста, задайте им вопросы, потому что людей они убивали там, в Донбассе».

Из этих слов становится понятно, что Лукашенко признает за луганскими правоохранителями право расследовать деятельность Протасевича во время его службы в «Азове».

Минск официально удовлетворил запрос Генеральной прокуратуры ЛНР. Возможно, будет еще один запрос — об экстрадиции арестованного оппозиционера. Вряд ли его удовлетворят, но наверняка рассмотрят. Причем рассмотрят демонстративно, чтобы соответствующие выводы сделали и в Киеве, и в Москве, и в Вашингтоне.

Могло ли такое произойти еще год назад? В ДНР и ЛНР никому бы в голову не пришло искать контакты с официальным Минском (разве что по вопросам, связанным с организацией их деятельности в ТКГ, Трехсторонней контактной группе). Белорусов, которые участвовали в военных действиях в Донбассе, судили по белорусским законам. Под раздачу попадали все — и ополченцы, и ветераны АТО. Сам Лукашенко за семь лет ни разу не солидаризовался с властями самопровозглашенных республик.

В этом контексте Беларусь была образцово нейтральной страной. Но Зе-команда отплатила ей черной неблагодарностью.

Разговоры о необходимости найти новую переговорную площадку по Донбассу велись давно. Изначально эту идею продвигали люди из окружения Порошенко — по их мнению, Беларусь является союзницей России и не может рассматриваться в качестве нейтральной страны. В августе прошлого года появился еще один аргумент: проводить заседания в Минске нельзя по соображениям безопасности. А теперь между столицами Украины и Беларуси отсутствует авиационное сообщение.

«У нас не будет уже рейсов в Беларусь, мы не сможем даже туда попасть. Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, диктаторское поведение, которое демонстрирует самопровозглашенный президент Беларуси Лукашенко, понятно, что мы не можем даже рассматривать вопрос о точке обсуждения — минской площадке», — заявляет глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук.

Даже если авиационное сообщение возобновится, переговорщики Зеленского летать в Минск уже не будут. Лукашенко в таком случае освобождается от необходимости сохранять нейтралитет. Да и зачем?

Нет смысла метать бисер перед свиньями, для которых он все равно останется «последним диктатором Европы».

Вопрос признания Крыма российским возникает сам собой (особенно после того, как Лукашенко озвучил идею пустить на полуостров самолет из Минска). Если говорить о Донбассе, то юридического признания независимости ЛДНР со стороны Беларуси не последует. Это противоречит декларируемой позиции Кремля, который считает территорию республик частью Украины и твердит о безальтернативности Минских соглашений.

С другой стороны, ничего не мешает Лукашенко делать все то, что в свое время делала Россия.

Признать на территории Беларуси документы, выданные властями ДНР и ЛНР. Признать их дипломы о высшем образовании, на основании которых выпускники вузов смогут трудоустраиваться в Беларуси (или продолжать обучение в магистратуре/аспирантуре). Разрешить видным белорусским политикам посещать Донбасс и налаживать деловые отношения с местными властями.

Перестать, в конце концов, преследовать людей, которые участвовали в боевых действиях на стороне ЛДНР.

Развивать сотрудничество в сфере культуры и спорта. Сместить акценты в информационной политике.

Товары белорусского производства в донецких магазинах заслуженно пользуются спросом — при желании можно расширить как ассортимент продукции, так и ее объемы.

Вот лишь короткий перечень инструментов, которые может использовать «Батька», чтобы задеть Украину за живое.

Для Зеленского и компании это чревато серьезными электоральными издержками.

Кого адекватные украинцы будут винить в том, что некогда миролюбивый и нейтральный Лукашенко начал открыто поддерживать республики Донбасса? Того, кто по указке своих западных кураторов обложил Беларусь санкциями.