Золотой шашлык от Грефа

На модерации Отложенный

Максим Осадчий

начальник аналитического управления БКФ

 

 

Экосистема растет как на дрожжах. Растут и ее убытки.

Перед майскими праздниками «Сбер» порадовал рекламой: «Привезем всё для шашлыка за 2 часа. Скидка 400 рублей по промокоду MYASO». В конце апреля «Сбер» порадовал не только, надеюсь, свежим мясом, но и свежей отчетностью по МСФО. В которой, в частности, говорится о финансовой стороне этого нефинансового бизнеса «Сбера».

Вот что сказано в пресс-релизе «Сбера» на эту тему: «Выручка сегмента Нефинансовый бизнес выросла в 4 раза г/г и составила 33,6 млрд руб. за 1 квартал 2021 года».

А вот что не сказано в пресс-релизе, но отражено в отчетности: убыток до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации (отрицательная EBITDA) вырос почти в 2 раза год к году и составил 6,9 млрд рублей за I квартал 2021 года.

Основной убыток (4,3 млрд рублей) пришелся на сегмент электронной коммерции, далее следует сегмент FoodTech & Mobility (куда как раз и относится шашлычный бизнес «Сбера») — 2,4 млрд рублей убытка (золотые шашлыки!), и, наконец, развлечения — 1,6 млрд рублей. Честно говоря, можно развлекаться и более экономно.

При этом активы сегмента «Нефинансовый бизнес» растут как на дрожжах: за I квартал они выросли почти в полтора раза, на 47,3%: со 136,6 млрд до 201,2 млрд рублей. Это самое быстро растущее направление «Сбера».

Для сравнения: активы его банковского бизнеса выросли за I квартал всего на 3,9%.

Таким образом, в нефинансовый бизнес «Сбера» закачиваются большие деньги, а результатом являются убытки.

Пока «Сбер» пытается резвиться на поляне «Яндекса», «Яндекс» выходит на поляну «Сбера»: сегодня «Яндекс» сообщил о приобретении банка «Акрополь». Партнерство «Яндекса» со «Сбером» не удалось, и два российских гиганта все активнее конкурируют друг с другом.

Банкинг нетрадиционной ориентации таит в себе очевидные риски. Во-первых, банки предназначены для работы с финансовыми, а не с предпринимательскими рисками. Во-вторых, чрезмерная диверсификация способствует потере управляемости. Банкир не должен торговать семечками.

До крымских событий и до санкций «Сбер» развивал активную банковскую экспансию за рубежом. Эта экспансия закончилась пшиком. Еле удалось унести ноги из Турции после «помидорного конфликта». Об украинском бизнесе «Сбера» и говорить не хочется. Дай бог, чтобы не вышло неприятностей с бизнесами «Сбера» в Восточной Европе, в частности в Чехии, в свете текущих событий.

И вот теперь вместо внешней, международной экспансии «Сбер» активно развивает экспансию внутреннюю, на российском нефинансовом рынке, пытаясь превратиться в новомодную экосистему. Не исключено, что результаты новой экспансии будут столь же успешны, как и результаты прежней, международной экспансии.