ГЕГЕЛЬ 3.0

На модерации Отложенный

. Обычно считается, что гегелевская система метафизическая, а метод его диалектический, и в этом видят противоречие между его системой и методом. Мне думается, что систему и метод Гегеля разорвать и разграничить невозможно, ведь предметом его размышлений является лишь идея, «понятие». Гегеля не волнует, что если в мышлении возможны противоречия, то в природе есть взаимодействия, а вовсе не логические противоречия. Поэтому трудно «перевернуть Гегеля с головы на ноги» и читать его «материалистически». Тем не менее у Гегеля можно найти изречения и рассуждения, которые полезно понять и объяснить. Например:

«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»

«Что человек делает, таков он и есть»

«Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера»

«Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение»

«Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования»…

В последнем суждении Гегель выступает скорее как протестант, получивший богословское образование в Тюбингенском университете и защитивший диссертацию по церковной истории, чем как философ. Он исходит из ложного постулата о том, что религия и философия «есть форма существования Истины».

Как будто «Истина» существует в природе, а не в сознании человека. В природе истины нет, это у познающего человека есть суждения которые он считает достоверными, проверяет практикой и до поры до времени называет истиной. 

Но!   У Гегеля есть мысли, которые провоцируют возражения и размышления. Но еще больше у него  самодовольства.. «Если факты науки противоречат моей философии, то тем хуже для науки», – это его слова! Не случайно на его публичные лекции порой приходили светские дамочки,слушали и совершенно ничего не понимая бурно восхищались.

Естественно, его не приемлют находящиеся в здравом уме ученые-естествоиспытатели. Гегель изъясняется туманно, тяжеловесно и противоречиво.

 Этим пользуются шарлатаны, маскируя в наукообразных витиеватых словесах собственное невежество или научное бесплодие, а то и используя Гегеля для протаскивания нужных выводов. Так, русский анархист и покровитель революционера-террориста Нечаева Бакунин надеялся основать «то царствие святое, ту общину Божию, которая есть результат философии Гегеля». 

А ведь и в самом деле, философия Гегеля является философской теологией. Философии в её развитии по Гегелю есть «божественное служение», философия религии - одновременно и «мудрость мира» и «богопознание», его логика – изображение Бога в абстрактной стихии, его государство должно требовать от граждан, чтобы они принадлежали к Целому, к церковной общине....  И в то же время борьба, война, диалектика…

Ленин скрупулёзно изучал труды Гегеля и наконец пришел к выводу, что «философию Гегеля мы так и не поняли», а конспектируя его труды приписал: «Бога жалко! Сволочь идеалистическая». / Философские тетради. В.И. Ленин. ПСС Т. 29. С. 267/

 Шопенгауэр высказался так: «Гегель – человек с посредственным умом, он хотел прослыть великим философом, и действительно успел сделаться идолом нескольких молодых, но ограниченного разума людей. Но такие покушения против человеческого разума не остаются безнаказанными… Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать тлетворное влияние… Его философия состоит из ¾ чистой бессмыслицы и ¼ нелепых выдумок».

Русский писатель-критик В.Г. Белинский в письме к В.П.Боткину пишет: "Я давно подозревал что философия Гегеля - только момент, хотя и великий, но что абсолютность её результатов ни к черту не годится, что лучше умереть, чем помириться с ними... Гегель из явлений жизни сделал тени, сцепившиеся костяными руками...Субъект. у него не сам по себе цель, но средство для выражения общего, лезь на верхнюю ступеньку, а споткнёшься - падай -\, черт с тобой

Русский литератор и мыслитель Н.Бердяев назвал философию Гегеля «человекоубийственной».   

Русский философ М.М. Бахтин в 1971 году высказался чётко: «Диалектика гегелевского типа – ведь это обман. Тезис не знает, что его снимает антитезис, а дурак-синтез не знает, что в нем снято».

Бертран Рассел, 22 глава «Истории западной философии»: «Даже если (как я сам полагаю) почти все учение Гегеля ложно, оно еще сохраняет значение, так как оно наилучшим образом представляет определенный вид философии... Гегель полагал, что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает все внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести».

Карл Поппер громил Гегеля как соронника нацизма в книге «Открытое общество и его враги», как и в статье см. журнал Вопросы философии,1995, № 1.

Юзеф Бохеньский, швейцарский философ (1902 - 1995) высказался так: В философском мире принято учтиво обходиться даже с очевидным вздором... Надо наконец покончить с этим, отделить научную гипотезу от вымыслов демагогов... философские усилия от пустой болтовни.  Тем более что эта болтовня ведёт к трагическим результвтам: достаточно вспомнить о диалектике Гегеля и совершенных во имя неё убийствах"

 

О Гегеле написано много монографий и  статей, он присутствует во всех философских энциклопедиях и учебниках по истории философии, Одно из содержательных изданий - сб. «Судьбы гегельянства»  Под ред. П. Козловски и Э.Ю. Соловьева. М.,2000.