На что копить: на квартиру или «гробовые»?
На модерации
Отложенный
В РФ резко уменьшилось число людей, способных делать сбережения
Привычка откладывать деньги по состоянию на май 2021 года осталась только у 25% россиян — это в 1,6 раза меньше, чем было в феврале 2021 года, когда их доля составляла 40%. Впрочем, каждый пятый гражданин планирует начать формировать сбережения в будущем, говорится в опросе страховой компании «Росгосстрах жизнь», на который ссылаются «Известия».
Из тех, у кого сбережения есть, каждый четвертый (25%) заявил, что сумма отложенных средств находится в диапазоне от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Каждый пятый (22%) накопил к моменту проведения опроса около 50 тыс. рублей, а каждый шестой (15%) похвастался наличием свыше 500 тыс. рублей в качестве финансовой подушки. От 100 тыс. до 200 тыс. рублей удалось отложить каждому десятому (11%), а от 200 до 300 тыс. рублей хранят у себя 8% имеющих сбережения россиян. Порядка 6% рассказали, что держат про запас от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, а еще 13% не захотели сообщать размер своих накоплений.
При этом о наличии крупных сбережений в размере от 500 тыс. и более чаще говорили респонденты моложе 60 лет — об этом заявил каждый пятый представитель этой возрастной группы. Пенсионеры чаще молодых респондентов называли суммы в диапазоне от 100 тыс. до 200 тыс. (15% против 5%) и от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (15,5% против 12%).
Стоит особо отметить, что большинство россиян заявили, что делают накопления «на всякий случай»: о такой мотивации сообщил каждый второй среди пожилых респондентов и 41% участников опроса до 60 лет. Впрочем, для молодых граждан актуальной задачей стали крупные покупки, такие как недвижимость, автомобиль, образование для детей или туристическая поездка — об этом рассказали 39% опрошенных. А каждый десятый обладатель накоплений до 60 лет сообщил, что копит на пенсию.
Из числа пожилых россиян свыше трети (37%) откладывает деньги на личные цели, такие как переезд, покупка недвижимости, лечение, похороны. Порядка 5% заявили, что хотели бы передать эти средства в наследство близким.
— Накопления, безусловно, нужны, но вопрос в их форме — в том, как они сохраняются, — уверен директор Института нового общества, экономист Василий Колташов.
— Мы прожили двенадцать лет в экономической нестабильности и кризиса, и в этой ситуации в России самым надежным накоплением была покупка иностранной валюты: долларов или евро в разных комбинациях. Но сейчас начинается другой период, и, скорее всего, накопления лучше всего делать форме брокерских счетов и покупки ценных бумаг для того, чтобы получить ренту.
Здесь есть некоторые особенности. Несмотря на то, что вклад-депозит будет приносить примерно такие же проценты, зачастую, однако ценные бумаги все время дорожают, таким образом не происходит обесценивание ваших накоплений, поэтому такая форма мне кажется сейчас достаточно перспективной, учитывая, что на Западе начинают проявляться инфляционные последствия безудержной эмиссии прежних лет.
«СП»: — Большая часть россиян с накоплениями откладывают деньги без конкретных планов, «на всякий случай», но среди конкретных целей наиболее популярные — недвижимость, автомобиль, образование детей. О чем это говорит?
— Накопления «на всякий случай» в конечном итоге уходят на покупку недвижимости, чаще всего это стандартная форма для условий крайней экономической нестабильности и неуверенности людей в завтрашнем дне.
В таком состоянии мы прожили с 2008-го года, когда безоблачное небо вдруг покрылось тучами, и началась гроза, а потом 14−16 годы, потом в 2020 году новый удар кризиса, две девальвации — отсюда бешеная покупка недвижимости на эти самые сбережения, такая же бешеная активность по получению ипотечных кредитов. Так всегда заканчивается, сбережения «просто так» ведутся чаще всего для улучшения жилищных условий, которые у многих остаются весьма неидеальными.
Как и положено для периода конца большого мирового экономического кризиса, люди не верят стабильность, они вообще живут тем, что они видели, то есть опытом, приобретённым в последнее время — они же не является аналитиками, не могут оценивать, кончилась эпоха проблем или нет. А она явно подходит к концу.
Отсюда необходимость менять алгоритмы сбережения и просто подходы, даже организации собственной жизни. Но люди ориентируются на то, что было вот совсем недавно. А совсем недавно было обрушение рынков, две девальвации и потери многими рабочих мест — соответственно, нехватка средств и немалые трудности.
«СП»: — Каждый четвертый обладатель сбережений в России держит в качестве отложенной суммы 50−100 тыс. рублей, а каждый шестой — свыше 500 тыс. Это значительные цифры? О чем они говорят?
— Та самая четверть населения, обладающая значительной подушкой безопасности — это как раз в основном тот самый средний класс, который у нас, по мнению одних, отсутствует, а по мнению других — есть.
На деле, он существует, пусть местами слабо выраженный и недостаточно обеспеченный.
«СП»: — Привычка откладывать деньги осталась только у 25% граждан. Почему?
— Сокращение склонности к сбережению говорит о некотором успокоении, а в то же самое время мы наблюдаем повышение активности на рынке жилья. Это особенно видно по Москве, где рынок оттаял, и начались стремительные покупки.
В целом в регионах тоже наблюдается активность, и это, на мой взгляд, является причиной сокращения сбережений — деньги пускаются в ход, то есть это не то что люди проели свои сбережения, которые они сделали за двадцатый год. Они потому их и делали, потому и резервировали средства для решения своих задач каких, то есть они опасались, что они могут понадобятся, потому что можно потерять работу, а если все будет хорошо, то эти деньги могут понадобиться как раз на покупку недвижимости.
Кстати, в майские праздники мы могли также заметить сокращение сбережений, потому что люди бросились тратить деньги в рамках внутреннего туризма, который нас развивается и будет развиваться. Поэтому ничего пугающего в этом нет.
Но, конечно, хотелось бы, чтобы в России было не четверть населения, способного откладывать, а чтобы было гораздо больше людей, которые могут иметь какие- то сбережения, измеряемые хотя бы сотнями тысяч рублей, я уже не говорю про миллионы. В этом случае мы имели бы более обеспеченные общество, то есть это должно быть связано с ростом доходов.
«СП»: — Какие риски может нести для экономики это сокращение?
— Не стоит забывать, что одно из главных положений экономической философии последних десятилетий состояла в том, что нужно не сберегать, а тратить. Это привело к катастрофе на Западе, особенно В США, где во время пандемии выяснилось, что у людей нет никаких сбережений, есть только долги по кредитной карте.
Так что здесь поощрение к расходам по покупкам это, конечно, замечательно с точки зрения стимулирования экономической активности и экономического роста, но все-таки нельзя забывать, что наличие сбережений придает некоторую устойчивость домашним хозяйствам.
Впрочем, не все эксперты смотрят на ситуацию столь оптимистично…
— Откладывать нечего стало, вот доля и сократилась, — считает политолог Анатолий Баранов.
— Если только 25% откладывают — вот доля тех, кто от кризиса пострадал меньше. Если 500 тысяч рублей, то есть примерно 7 тысяч долларов, считаются у нас крупными сбережениями, это много говорит о состоянии нашей экономики.
Вы за такие деньги даже самую дешевую иномарку не купите, да и наше «ведро с гайками» с трудом. Что говорить о покупки квартиры или дачи? Это значит, что у нас даже большинство тех, у кого есть сбережения, имеет только «гробовые», совсем уж на черный день.
С трудом протянуть год без работы, а потом зубы на полку. А если, не дай бог, тяжело заболеешь, то таких сбережений хвать на неделю лечения в платной онкоклинике.
«СП»: — Сообщается, что большая часть россиян с накоплениями откладывают деньги без конкретных планов, «на всякий случай». Какова вероятность наступления этого случая?
— Черный день наступил уже. просто мы не хотим его замечать. А в кризис говорить о стабильности как-то нелепо. Опять появились проститутки на столичных магистралях — долго их не было. Это не «падшие женщины», это в основном матери, которым нечем кормить детей. Женщины, которые не могут заработать на жизнь больше никак.
Скоро начнут опять воровать колеса с автомобилей — собственно, уже начали. А «черный день» — это теперь что угодно — те же колеса украли, а купить новые не на что — вот и сиди без работы, если на машине зарабатываешь.
Зубы выпали — огромная дыра в бюджете. Или ходи со щербатым ртом, но на работу с клиентами уже не рассчитывай. Это нищета всеобщая, вот что это такое.
«СП»: — При этом каждый пятый гражданин планирует начать формировать сбережения в будущем. Все не так трагично в экономике, значит?
— Чтобы граждане снова начали откладывать, доходы их должны от чего-то увеличиться. А пока никаких признаков этого нет. И экономики уже нет. Есть только пепелище.
«СП»: — Нужны ли вообще накопления в наше время?
— Людям свойственно иметь накопления. В противном случае если что-то случилось, нужно срочно занимать. Но вокруг все нищие, а кредитоваться в банке — это у нас просто грабеж. И шансов отдать кредит не много — заработки большинства ненадежны и падают. Накопления в долларах все же куда надежней. Если они есть, эти накопления.
Дмитрий Родионов
Комментарии
"кредитоваться в банке — это у нас просто грабеж"...
Банкстеры стали главным орудием грабежа народа.