Депутаты-прогульщики из Российской империи

На модерации Отложенный

Как известно, тяжкая участь народного избранника требует колоссального напряжения сил и каждодневного упорного труда. А если в зале заседаний еще и обсуждают что-то неинтересное, то сопротивляться сну или желанию пойти в кабак становится просто невозможно. Подобные пороки не в новинку российским политикам. Еще в начале XX века многие депутаты были замечены за регулярным отлыниванием от своих прямых обязанностей.

Особенно явно это проявлялось во время заседаний Государственной думы. Они иногда попросту срывались из-за отсутствия кворума, т.е. необходимого числа депутатов для открытия заседания.

Конечно, если брать официальные сведения, народные избранники вовсе не кажутся недисциплинированными. Например во время работы III Думы депутаты, пропускали в среднем 13,8% всех пленарных заседаний. При этом самими дисциплинированными были трудовики, среди которых процент пропусков составлял всего 8,83%. Not great, not terrible, но жить можно.

Депутаты-прогульщики из Российской империи История, История России, Длиннопост, Российская империя, Госдума, Депутаты, Россия, Санкт-Петербург

Однако официальная статистика часто приходила в противоречие с реальностью. И даже если на бумаге количество зарегистрировавшихся народных избранников соответствовало необходимым значениям, это еще не значило, что сами политики в это время находится в здании Думы.

Депутат мог и вовсе не появиться в зале общих собраний или покинуть его после часа работы. Многие члены Думы подъезжали на извозчике к Таврическому дворцу, оставляли его у входа, расписывались в регистрационной книге и уезжали домой. Иногда они даже расписывались за другой день. Для этого нужно было лишь найти соответствующий список в канцелярии. В случае же поименного голосования их приходилось обзванивать по телефону и призывать явится на заседание Думы. Поэтому в обычном голосовании "вставанием" участвовало 100-180 присутствовавших депутатов. То есть, количество голосующих порой говорило об отсутствии кворума, который должен был составлять 1/3 присутствовавших, или, в случае с III Думой, 140 депутатов. Редко когда число голосовавших достигало 280.

В период работы III Думы максимальное число участвовавших в общем

собрании было зафиксировано при перевыборах А.И. Гучкова председателем нижней палаты осенью 1910 года - тогда голосовало 340 депутатов.

Депутаты-прогульщики из Российской империи История, История России, Длиннопост, Российская империя, Госдума, Депутаты, Россия, Санкт-Петербург

Особенно часто народные избранники пропускали вечерние заседания.

Иногда это приводило к конфузам. Например, уже в поздние часы 25 апреля 1912 г. практически не было представителей центра и было очень мало правых. Тон задавала оппозиция. В результате председательствовавший М.В. Родзянко не решился пресечь резкие высказывания социал-демократа И.П. Покровского, не чувствуя за собой большинства. В довершение всего под конец заседания в зал явился совершенно пьяный Г.В. Скоропадский, непременно желавший выступать с трибуны. Его едва удалось отговорить. Товарищи по фракции (октябристы) предложили ему "плюнуть на Думу и уйти лучше в буфет опохмелиться".

Также депутаты не любили ходить на обсуждение специальных вопросов, требовавших особых знаний. Например, не вызывали у них интереса проблемы чиншевого права (право наследственного пользования чужой землей). 22 января 1908 г. Е.Я. Кизеветтер, присутствовавшая на заседании Думы, отметила в своем дневнике, что "многие из депутатов поразошлись по кулуарам, а кто остался, сидит – разговаривает".

Ни правительство, ни сама Дума не смогли обеспечить стопроцентной рабочей дисциплины и в ряды избранников вплоть до 1912 года неизбежно попадали бесполезные, с точки зрения законотворчества, персонажи. Однако, как бы к ним ни относились коллеги, они были избраны и имели полное право называть себя депутатами Государственной думы.

Литература:

1. Неманов Л. Итоги сессии // Речь.1911. 15 мая. № 131.

2. Соловьев К.А. Государственная Дума Российской Империи: проблема депутатской дисциплины и законотворчество // Вестник РУДН, сер. История России, 2011, № 4.

3. Шидловский С.И. Воспоминания: В 2 т. Берлин, 1923. Т. 1.