Гарик Мазор: Израиль и Газа

Близится к завершению очередной виток вооруженной эскалации между Израилем и террористической организацией ХАМАС в Секторе Газа. По сообщениям, как израильских официальных источников, так и представителей ХАМАСа в ближайшие сутки должно вступить в силу соглашение о прекращении огня, достигнутое при посредничестве США И Египта.

Нынешний этап вооруженного противостояния Израиля с террористами в Газе стал закономерным и неизбежным последствием многолетней цепи событий и политических решений как в самом Израиле, так и за Океаном.

Как правило затишье после столкновений с ХАМАСом продолжается несколько лет. В Израиле прекрасно понимают, что война с ХАМАСом имеет перманентный характер и возобновление боевых действий наступит через два-три года.

Чтобы разобраться в происходящем нужно отправится на сорок три года назад.

Тогда в Сентябре 1978 года при посредничестве США в Кэмп-Дэвиде состоялось подписание мирного договора между Израилем и Египтом.

С израильской стороны договор был подписан тогдашнем Премьер-Министром Еврейского Государства Менахемом Бегином, Египет представлял Президент Арабской Республики Анвар Садат. Посредником с американской стороны выступил Президент Джимми Картер.

Кроме самого Мирного Договора по которому Израиль передавал Египту Синайский Полуостров в обмен на мир и установление дипломатических отношений, сторонами было подписано отдельное приложение, в котором Израиль впервые признавал существование, так называемой палестинской проблемы и принимал на себя обязательства начать процесс мирного урегулирования с палестинцами на основе принципа Двух Государств.

Египетский Президент Садат наотрез отказался включить в Мирный Договор пункт о том, что Сектор Газа переходит пол юрисдикцию Египетской Арабской Республики.

Таким образом Газа окончательно осталась под патронажем Израиля, хотя официально на сайте Госдепартамента США Газа значится частью Египта.

По сути, тогда в Кэмп-Дэвиде под интересы безопасности и будущего Израиля была заложена мина замедленного действия. Израильское руководство уступило давлению США и вместе с Синайским Полуостром передало в чужие руки детонатор от этой мины.

В Египте, в Арабском Мире и в США в полной мере отдавали себе отчет, что формула Два Государства под которой подписался Израиль подразумевает создание Арабского Палестинского Государства на Западном Берегу и в Секторе Газа.

Оба этих анклава находятся в совершенно различных географических точках Израиля и любое решение по воссоединению двух этих анклавов в единое государственное образование означает фактический территориальный раздел Израиля.

Объединить Газу и Западный Берег возможно либо через отступление Израиля к границам, существовавшим до 1967 года и тем самым разделить Израиль на две части вживленным внутрь Израиля Палестинского Государства, либо через наземные и подземные коммуникационные и транспортные магистрали, пересекающими территорию Израиля, что так же станет фактическим территориальным разделом Израиля.

У главных игроков ближневосточной геополитики и прежде всего у США, в руках оказались рычаги постоянного давления на Израиль и инструмент манипуляций между арабскими странами и Израилем в продвижении своих интересов и своего влияния на Ближнем Востоке.

Пожалуй, это был главный итог и главная цель Кэмп-Дэвида.

Надо сказать, что и в самом израильском руководстве понимали всю сложность положения, в котором оказался Израиль и искали пути изменения этой опасной ситуации.

В 1993 году правительство Ицхака Рабина и Шимона Переса, как тогда казалось, нашли возможность нейтрализовать последствия кэмп-дэвидской ловушки.

План Рабина-Переса состоял в том, что если уже невозможно полностью отказаться от формулы Двух Государств и невозможно игнорировать обязательства Израиля 1978 года по Кэмп-дэвидским соглашениям о мирном урегулировании палестинской проблемы, то следует вывести Сектор Газа за рамки всех возможных будущих договоренностей с Палестинцами и оставить предметом переговоров о создании Палестинского Государства только территорию Западного Берега.

К тому времени ситуация в Мире изменилась. С карты глобальной геополитики исчез один из определяющих полюсов-Советский Союз.

В CША справедливо решили, что теперь в новых условиях последствия Кэмп-Дэвида подрывают и американские интересы на Ближнем Востоке.

Цели Вашингтона и Израиля совпали.

Ословские Соглашения о Палестинской Национальной Автономии на Западном Берегу подписанные Израилем и Арафатом снова при посредничестве США В 1993 году, так и назывались » Западный Берег-Газа потом».

Однако никто не уточнял, что стояло за определением «потом». Когда «потом»? По замыслу Архитекторов Осло «потом» должно было означать — Никогда. Но гипотетическое «потом» наступило буквально назавтра после подписания соглашений с Арафатом.

Кэмп-дэвидский капкан вовсе не исчез, а наоборот, стал еще больше и еще опасней.

Арафат и силы, стремящиеся к территориальному разделу Израиля и к глобальным переменам всего Ближнего Востока, получили легитимацию своих планов, а сам Арафат в статусе легитимного партнера Израиля по переговорам получил власть и на Западном Берегу, и в Секторе Газа.

Арафат использовал подаренный ему американцами и израильтянами сильный политический расклад и развязал против Израиля террористическую войну — Вторую Интифаду. Цель Арафата состояла в том, чтобы вынудить Израиль пойти на создание Палестинского Государства в Газе и на Западном Берегу и совершить исторический суицид.

Полный провал Соглашений 1993 года стал началом конца всего израильского Левого политического лагеря.

Усилиями израильской армии и израильских служб безопасности Интифаду унесшею жизни сотен мирных жителей Израиля удалось загасить. Но Интифада могла разгореться снова и требовались кардинальнее действия, чтобы этого не допустить.

Администрация Джорджа Буша Младшего разработала новый план получивший название «дорожная карта», который предусматривал полное размежевание Израиля от Газы и сосредоточение всех усилий на определении границ будущего Палестинского Государства на Западном Берегу.

В 2005 году Премьер Министр Израиля Ариэль Шарон в рамках нового американского плана вывел израильские войска из Газы и эвакуировал из Сектора еврейское сельскохозяйственное поселение Гуш Катиф.

Через год после выхода Израиля из Газы в 2006 году в Газе произошел переворот. Радикальное исламистское движение ХАМАС свергло власть ФАТХа в Секторе.

Прежние правители Газы были казнены ХАМАСом, или бежали.

Израиль наблюдал за всем происходящем со стороны и никак не вмешивался в эти события.

Переворот ХАМАСа в Газе был на руку Израилю. Расчет был сделан на то, чтобы разделить Палестинцев и тем сами снять с повестки дня тему Палестинского Государства в любых границах.

Для этого нужно было отдать власть в Газе более радикальным исламистским фундаменталистам, которые по своей идеологии и по своим интересам были непримиримыми противниками ФАТХА. Переговоры вести не с кем, никакие границы обсуждаться не могут, пока сами Палестинцы враждуют между собой.

С тех пор ХАМАС выполняет роль нейтрализатора любых переговоров о государстве в двух арабских анклавах и опасности территориального раздела Израиля.

В интересах Израиля сохранение власти ХАМАСа в Газе. Здесь находится ответ на вопрос — почему Израиль не идет на уничтожение политического руководства в Газе.

Израиль ведет тактические войны в Газе главная цель которых наносить удары по военной инфраструктуре боевого крыла ХАМАСа и мешать росту военных возможностей террористов.

Израиль своими руками создал себе «легитимного партнера» по переговорам в лице Арафата и Абу Мазена, а затем был вынужден отдать Газу самым радикальным головорезам, сделав сначала жителей юга страны, а теперь уже и всего Израиля заложниками ракетных обстрелов не на одно десятилетие.

ХАМАС постоянно усиливает свои боевые возможности. Задачи, которые ставит перед собой Израиль в каждом новом вооруженном противостоянии заключаются в том, чтобы не допустить роста влияния ХАМАСа на положение на всем Ближнем Востоке. Израиль находится в положении защитной стены всего региона от расползания радикального исламизма.

За последние годы после того, как Израиль под внешним давлением был вынужден значительно ослабить блокаду Сектора, многократно увеличились контрабандные поставки в Газу материалов и технологий с помощью которых ХАМАС значительно усилил свой военный потенциал. Поэтому сейчас практически не было слышно никаких громких заявлений, осуждающих Израиль ни со стороны арабских лидеров, ни со стороны западноевропейских руководителей и не со стороны Белого Дома.

ХАМАС стал инструментом, который используют самые разные силы региона для усиления своего влияния. От Ирана, до Турции и до всевозможных Западных Глобалистских структур.

В Газу направляются потоки многомилионных денежных вливаний, военных технологий, материалов для строительства военной инфраструктуры и производства оружия. Все это поступает от спонсоров, пытающихся заполучить рычаги дестабилизации Ближнего Востока и через это усилить свое влияние на США и на других крупных мировых игроков.

Многомилионные средства, получаемы ХАМАСом расходуются на строительство тренировочных лагерей боевиков, подземных тоннелей и бункеров, цехов по производству ракет. В Газе процветает коррупция на фоне тяжёлого экономического и социального положения двухмиллионного населения Сектора.

Подряды на эти работы распределяются по коррупционным схемам через «откаты» и «распилы» среди приближенных к ХАМАСу подрядчиков, через членов их смей и кланов.

В схемах »откатов» участвует и множество чиновников и за пределами Газы, которые заняты поставками в Сектор всех этих материалов.

Сейчас в Газе потирают руки в предвкушении новых денежных потоков на восстановление разрушенных израильскими ударами тоннелей и военной инфраструктуры.

Пока ХАМАС несколько лет будет занят «распилом» денег, пополнением своих зарубежных банковских счетов и восстановлением тоннелей, напряженность спадет.

Но в Израиле всегда отслеживают все что происходит в Газе и в тот момент, когда ХАМАС снова начнет наращивать свои боевые возможности демонстрируя это возобновлением массированных ракетных обстрелов израильских городов и поселков, начнется очередная военная эскалация.