Секс в джунглях

На модерации Отложенный

Сегодня я расскажу, как занимаются сексом представители африканских племен ака (они же ба’ака) и нганду. О фантастическом укладе их интимной жизни антропологи из Университета штата Вашингтон в Ванкувере Барри и Бонни Хьюлетт написали захватывающую статью. Она была опубликована в научном журнале African Study Monographs еще в октябре 2010 года, но наткнулась я на нее лишь на днях благодаря порталу Psychology Today.

И если вы думаете, будто ака и нганду замечательны тем, что делают в постели нечто эдакое, вы ошибаетесь. Фишка в том, чего они не делают.


Сначала экспозиция. Центрально-Африканская Республика. Джунгли. Плотность населения — менее одного человека на 1 кв. км, высокая детская смертность (35-45%) и высокая рождаемость (пять-шесть живорожденных на женщину). Ака — охотники и собиратели, живут во временных хижинах, перемещаясь с места на место несколько раз в год, общее "население" одного такого лагеря составляет 25–35 человек, иерархия выражена настолько слабо, что мужчины ака считаются самыми заботливыми отцами в мире — они занимаются уходом за детьми больше мужчин всех остальных культур! Чуть дальше отошедшие от первобытного состояния оседлые земледельцы нганду живут в деревнях с населением от 50 до 400 человек. Неравенство уже четкое: женщины должны чтить мужчин, младшие — старших, и все — деревенского старосту. В обоих племенах встречается многоженство, хотя оно распространено не слишком широко (15–35%).

Теперь находки. Во-первых, супруги из племени ака занимаются любовью в среднем три раза за ночь (нганду чуть меньше — 2,2)! Собственно, с этого открытия и началось исследование Барти и Бонни Хьюлетт, вообще-то на сексуальности не специализирующихся, а просто изучающих эти племена на протяжении уже десятилетий и потому завоевавших среди "целевой аудитории" уважение и доверие. "Несколько раз, сидя вечером у костра, женатые мужчины ака среднего возраста упоминали о четырех разах за ночь как о чем-то само собой разумеющемся. Поначалу мы решили, что это обычные мужские байки, но потом поговорили с женщинами, которые подтвердили рассказы своих мужей". Режим половой жизни в обоих племенах "пульсирующий" — на одну бурную ночь приходится две-три ночи отдыха.

Слово "отдых" здесь уместно употребить в буквальном смысле, потому что аборигены и относятся к сексу как к работе по созданию детей. Менее утомительной и более приятной, чем добывание пищи, но работе: по словам одного информанта, "ночная работа легче, потому что после секса можно сразу поспать". На второе после детопроизводства место среди целей секса они ставят выражение любви к супругу, и лишь на третье — удовольствие.

Ну а теперь наконец о собаке, которая не лаяла. Ака не мастурбируют. Вообще. Совсем. Никогда. Даже до брака и во время послеродового табу на секс с женой. Они не умеют, не понимают, что это такое. Оральный и анальный секс неизвестны либо чрезвычайно редки. Перед совокуплением они не трогают клитор женщины, но иногда трогают или тянут (!) ее за лобковые волосы. Однополая любовь им тоже неизвестна, хотя дети порой играют — мальчик с мальчиком или девочка с девочкой, — имитируя сексуальный акт.

В их языке нет слов для обозначения мастурбации и гомосексуальности, и они смеялись, когда исследователи пытались объяснить им, про что спрашивают. "Может быть, где-нибудь далеко, в Конго, такое и бывает, но не у нас". Слова для обозначения женского оргазма у ака (и у нганду) кстати, тоже нету (для мужской эякуляции — есть), но идея им хорошо знакома ("это когда женщина во время секса дрожит и трясется"), и женщины в основном оргазм испытывают — не каждый раз, но довольно регулярно.

Нганду чуть лучше информированы: те, кто бывал в столице, знают о существовании геев, но в собственном окружении о таких случаях не слыхивали. К сожалению, о том, предаются ли они рукоблудию, статья умалчивает. Однако авторы ссылаются на коллегу, проводившего исследование фертильности в племени лезе, как раз в Конго. Ему нужно было собрать образцы спермы, но лишь с великим трудом удалось объяснить мужчинам, как нужно себя стимулировать, чтобы эту сперму добыть. И все равно: три из четырех полученных им в итоге образцов содержали следы женских вагинальных выделений. (Представляю себе африканских дядек, которых бледнокожий чудак озадачил каким-то совершенно безумным заданием. Как они, бедняги, наверное, были счастливы, придумав способ обдурить настырного натуралиста! Смех и грех.)

Авторы статьи ссылаются и на кросс-культурные исследования, подтверждающие: ака и нганду — не исключение, есть и другие народы, не знакомые ни с мастурбацией, ни с гомосексуальностью. Объяснения, которые они приводят (высокая частота и четкая репродуктивная ориентированность секса), мне, правда, убедительными не кажутся.

Что касается гомосексуальности, я бы предположила, что представители культур, где она отсутствует, живут, как ака и нганду, малочисленными поселениями. Геев там попросту слишком мало, чтобы обратить друг на друга внимание, проблематизировать и осознать свою особость.

А вот чем объяснить непонимание идеи самоудовлетворения (не редкость, а именно непонимание идеи), я не знаю. Потому что лично меня, простите за интимное откровение, этому приятному занятию никто не "учил" и никто не рассказывал о его существовании — я изобрела его совершенно самостоятельно еще в дошкольном возрасте, конечно, не понимая тогда, что делаю и как это называется. И, как бы это выразиться, happily ever after. Я не одна такая. Проведенный на скорую руку нерепрезентативный и ненаучный блиц-опрос оказавшихся онлайн ни в чем не повинных френдов показал: "изобретателей" обоих полов существенно больше, чем "подражателей". Что мешает детям джунглей, чьи гениталии точно так же снабжены чувствительными нервными окончаниями, открыть простой и легкий путь к удовольствию в процессе исследования собственного тела и узнавания его возможностей, ума не приложу.

А пока загадка африканской сексуальности остается нераскрытой, призову вас, дорогие друзья, не забывать: знакомые и привычные, кажущиеся вам само собой разумеющимися культурные практики, включая формы, в которых существует человеческая сексуальность, отнюдь не всегда универсальны и единственно возможны, каким бы невероятным ни казалось что-то другое.

Лично в моем сознании племена ака и нганду произвели небольшую революцию.